Чайная церемония в Японии: в поисках идеала. Японская чайная утварь

Япония - страна удивительных традиций, кулинарных шедевров, восхищающих туристов всего мира. Одной из самых зачаровывающих особенностей этой культуры является японская чайная церемония. Это настоящее искусство приготовления и питья чая, красивый ритуал, который нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Чайная церемония в Японии стала частью жизни, традицией, заложенной еще в давние времена, но сохранившейся до наших дней. Поэтому она привлекает тех, кто желает прикоснуться к одному из самых ценных ритуалов этой страны.

Немного истории

История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий. Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.

Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов. Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.

Особенности ритуала

Японская чайная церемония - это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей. Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.

Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам. Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари. В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.

Чайный домик

Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи. Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.

Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение. Сквозь них можно любоваться красотами сада.

Развитие ритуала

С каждым годом последовательность действий и манеры поведения становились усовершенствованными. Входя в пределы чайного сада, гости погружались в атмосферу тишины и спокойствия, оставляя все проблемы за воротами. Перед входом в домик принято снимать обувь и оставлять ее у порога. В полном молчании все входят внутрь и рассаживаются, проникаясь тишиной и красотой атрибутов. Через некоторое время выходит хозяин церемонии и, поклонившись гостям, усаживается напротив, возле очага.

Атрибуты чаепития

Чайная церемония в Японии - это неспешный ритуал, помогающий расслабиться и предаться медитации. Для ее проведения используют особые предметы - настоящие произведения искусства. Главными аксессуарами являются: шкатулка с чаем, деревянная ложка и чашка. Над огнем висит котелок с водой. Каждый предмет имеет определенное эстетическое и философское значение. Это не просто ритуал - это принципы, постижение великого смысла жизни. Поэтому все атрибуты имеют большое значение.

Чайная церемония

Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.

Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии. После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада. Вся церемония проходит в три этапа. Первый - это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.

Принципы церемонии

Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип - это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе - это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.

Третий принцип - это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее - это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни. Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.

Принцип гармонии

Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.

Принцип почитания

Этот принцип основан на проявлении терпимости и уважения по отношению к старшему поколению или к другим участникам церемонии. Он лежит и в основе воспитания, которое прививают японцам с детских лет. Поэтому в этой стране уровень почитания пожилых людей, старших по званию и по возрасту самый высокий. Участники ритуала должны контролировать свои ощущения и чувства и быть тактичными по отношению к другим людям, сидящим в чайном домике.

Принцип чистоты

Этот принцип подразумевает душевную и физическую чистоту. Намерения каждого участника должны быть самыми светлыми. Не должно быть никаких злых или корыстных намерений. Участники обязаны быть чисты как духом, так и телом. Согласно поверьям, такие люди будут иметь хорошее здоровье и множество благ.

Принцип покоя и тишины

Последний принцип подразумевает полное спокойствие духа и умиротворение. Каждый гость должен спокойно воспринимать всю церемонию, сдержанно и без раздражения. Чайная церемония, фото о которой оставят самые лучшие воспоминания, создана, чтобы объединить людей и привести их к покою и умиротворению. Во время ритуала сохраняется дружественная обстановка, вежливое и тактичное отношение между всеми участниками.

Выбор гостей

Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него - это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.

Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников. Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно. В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.

Одежда для чайной церемонии

Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие. Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка. Это необходимые для проведения аксессуары.

Разновидности чайной церемонии

Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким. Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко - это чаепитие после шести утра.

Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные. В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная - это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности. Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.

Чай для церемонии

Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая. Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо. Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.

Спешим Вам сообщить, что, как мы и обещали в предыдущих статьях — вскоре выйдет новая рубрика! Мы свои обещания держим, поэтому не медлим Вам рассказать следующую тему — японская чайная церемония. Но перед тем как мы начнем, у нас есть две новости!

  1. Мы приняли участие в очень интересном конкурсе « » — Вам наверное было бы интересно узнать, как проводят свои дни создатели сайтов, тем самым Вы смогли бы с нами поближе познакомиться. О нашем участии Вы сможете узнать в скором времени;
  2. А вторая новость Вас порадует еще больше. Совсем скоро на сайте susi-college появится рубрика специально для Ваших ребятишек, которая будет беспрерывно пополняться и пополняться. Не один родитель не сможет отказать своему ребенку в такой вкусняшке!

И так, подписываемся на обновления блога здесь, и ждемс!

Японская чайная церемония (тя но ю ) – это…

…особый традиционный ритуал чаепития в Японии. Такая церемония была создана в средние века еще монахами-буддистами. Но после прижилась и стала элементом всей японской культуры. И сегодня мы с Вами пьем чай дома, в гостях и в маленьких кафе, применяя некоторые очень старые обычаи настоящей японской церемонии чаепития, сами об этом не догадываясь…

Как же появилась японская чайная церемония?

Свое путешествие начал чай. Он был завезен с материка в Японию монахами-буддистами и употреблялся только при медитации. После чай стали пить и при других случаях, так как распространилась наука о сохранении здоровья при помощи чая, и действительно современная наука знает о полезных качествах чаев, особенно травяных. А уже к 13 веку чаепитие стало и ритуалом самураев, хотя оно не отвечало изначальным правилам и принципам покоя и гармонии. А уж потом этот ритуал добрался до японской знати, где устраивались целые чайные турниры, правилами которых являлось представление разных видов чаев и определение вида чая по его вкусу. Как Вы думаете сколько видов чая Вы смогли бы определить по вкусу? В последствии обычаи менялись и церемония меняла свою суть и смысл. Также и в простонародье чаепитие вошло в традицию, но без шикарных обычаев и трапез, а представляло просто собрание людей для обсуждения тем беседы за чашечкой чая. Вот такой длинный путь проделал чай, чтобы завоевать людское доверие и любовь. Японская чайная церемония долго видоизменялась и приняла конкретную форму, как обряд только в 1500 году.

В целом японская чайная церемония представляет собой организованную встречу хозяина с его гостями для совместного отдыха, наслаждаясь красотой беседы и употреблением чая. Такие церемонии проводятся в специальных местах – чайных домиках, но в современном мире мы принимаем гостей просто у себя дома.

В Японии говорят, что «чайная церемония – это искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Интересно, что наша русская чайная церемония кардинально отличается от спокойной японской церемонии. Ведь мы ее проводим активно и весело под звук бурлящего самовара и хрумканья баранок.

Традиционные виды чайной церемонии:

  • Ночная (проводится при луне с 12:00 до 04:00 утра)
  • На восходе солнца (проводится с 03:00-04:00 утра до 06:00)
  • Утренняя (проводится с 06:00 в жаркие дни)
  • Послеобеденная (проводится с 13:00)
  • Вечерняя (проводится с 18:00)
  • Специальная (праздничная, организованная по специальному случаю)

А также японская чайная церемония имеет определенную цель: создание настроения спокойствия и расслабленности; отключение от забот; устремленность к истинной красоте, не бросающаяся в глаза, таящуюся в простых вещах и тихих звуках. И в правду, приятно посидеть в тишине и насладится вкусом горячего чая в кругу друзей и родных.

Совместное чаепитие, проводимое в форме определённого ритуала, родилось в Японии в далёкие средние века как одна из практических медитаций буддийских монахов, а позднее распространилось и в другие сферы жизни японцев. Главная цель японской чайной церемонии - это встреча чайного мастера со своими гостями для беседы, совместного отдыха с неспешным чаепитием и наслаждения покоем и красотой.

Несколько видов традиционного японского чаепития

1. Специальная - такая церемония проводится, если есть определённый повод: встреча друзей, праздник, а раньше - подготовка к сражению и т.п.
2. Чаепитие на восходе солнца - оно проводится с 3-4 часов и до 6 часов утра.
3. Утрення чайная церемония - проводится в 6 часов. Особенно популярна в жару, так как в это время суток ещё прохладно.
4. Послеобеденное чаепитие - начинается в 13 часов. К чаю могут подаваться пирожные.
5. Вечерняя церемония - в 18 часов дня.
6. Ночная - начинается около полуночи и может продлиться до 4 часов утра. Чаще всего проводится, когда небосвод освещён луной.

Место для проведения японской чайной церемонии

Для классического японского церемониального чаепития обустраивается специальное место. Обычно это - небольшой чайный сад(тянива), в котором сооружается чайный домик(тясицу) и вспомогательные постройки: прихожая, павильон для сбора гостей. Сад тянива моделирует собой горный склон с вечнозелёными растениями, мхом и старинными неяркими фонарями. К домику ведёт дорожка, выложенная самыми обычными камнями, имитирующими горную тропинку. Вся территория обычно огораживается и пройти на церемонию можно через тяжёлые деревянные ворота.


Домик тясицу представляет собой простое, скромно обставленное помещение, состоящее из одной комнаты с узким и низким входом и несколькими, высоко расположенными окнами. Маленький вход сделан для того, чтобы каждый входящий мог поклониться, а также оставить за стенами домика не только оружие, но все мирские заботы. Самая главная часть тясицу - это ниша в стене - токонома, обустроенная как раз напротив входа. В токономе устанавливаются цветы, курильница с благовониями и вывешивается свиток с подготовленным к церемонии изречением. Чай готовится в бронзовом очаге, расположенном в центре помещения.

Как проходит чайная церемония в Японии

Приглашённые на чаепитие гости проходят через открытые ворота в чайный сад, меняют обувь в прихожей и собираются в одном павильоне, в котором им подаются небольшие чаши с горячей водой. Далее гости проходят по каменной дорожке к чайному домику, по пути любуясь садом и освобождая своё сознание от обыденных дел. У домика гостей встречает хозяин - чайный мастер, тут происходит обряд приветствия и омовения у расположенного рядом каменного колодца. Каждый пришедший с помощью ковшика омывает лицо, руки, прополаскивает рот и споласкивает ручку ковшика, оставляя его следующему гостю. Теперь гости могут разуться у порога и пройти внутрь домика. Сначала все должны изучить свиток с изречением в токонома и понять тему, которой посвящено чаепитие. Немного погодя, вслед за гостями входит и хозяин. Пока в котле нагревается вода, пришедшим подаётся лёгкое угощение - кайсэки, после которого гости выходят размяться, а хозяин меняет свиток в токонома на симолическую композицию, составленную из веток деревьев или цветов.

Далее участники церемонии возвращаются в домик, и чайный мастер начинает готовить густой зелёный чай из порошка. Сначала готовый напиток предлагается испить всем из одной чаши, а потом каждому гостю подаётся отдельная чашка с чаем. Заваривание и первое распитие чая происходит при полном безмолвии, а когда каждый получает свою чашку с чаем, то начинается беседа. К чаю подаются сладости. Когда беседа завершается, то хозяин, извинившись, выходит из домика - это значит, что церемония закончена. Гости ещё раз осматривают токонома и очаг и покидают домик. Чайный мастер кланяется каждому уходящему, а затем возвращается в тясицу, недолго сидит внутри, погружаясь в ощущения от проведённой церемонии, а потом прибирается в домике, забирает посуду и цветы...


Интересно, что посуда, предназначенная для японского чаепития тщательно моется, но не отскабливается от въевшегося чайного налёта и хранит на себе следы всех предыдущих церемоний - следы времени.
Не огорчайтесь, если Вы не можете обустроить японскую чайную церемонию по всем правилам - при отсутствии возможностей, допускается наличие отдельной комнаты или даже просто стола.

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл - уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей, что обозначает их равенство на момент проведения церемонии - поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Фото токонома

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки - простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» - сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Чайная церемония в Японии видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи - Культура Японии

В рамках празднования 40-летней годовщины основания Сиднейской школы Урасенке (Chado Urasenke Tankokai Sydney Association), была проведена выставка чайной утвари (dogu/道具) , большинство предметов которой принадлежали Джону Хендерсону (John Henderson) /чайное имя Soei/. Жаль сам Джон не дожил до выставки. Собирал он чайную утварь в течении 35 лет.

Furo Daisu so Kazari — Kasane jawan
Приготовление чая коича с использованием двух чашек и стенда «Дайсу». Kasane-jawan/重ね茶碗 означает «сложенные чашки»

«Дайсу» (Daisu/台子) – особый вид переносной полки-подставки для процедуры формального типа. Может также использоваться в высших типах чайной церемонии «гё-но-гё дайсу» (Gyou-no-gyou daisu / 行之行台子) и «син-но-гё дайсу» (Shin-no-gyou daisu / 真之行台子).

Вообще-то, полка «Дайсу» изначально была подставкой, на которую дзенские монахи клали свои принадлежности для различных церемоний, а чайные церемонии проводились с ее использованием, с самой лучшей китайской утварью КАРАМОНО.

Золотая и серебряная чаши Ака Раку (Aka-raku или Red Raku / 赤楽) типичны для проведения Хацугамы (Hatsugama/初釜) , но так как Австралия находится в южном полушарии, то Новый год приходится на лето, поэтому используется очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) . Сосуд кама (Kama/釜) так же формальный.

Все перечисленные выше предметы утвари японские.

  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter).
  • — Чайница для усуча (жидкого чая) сделана Майком Дарлоу (Mike Darlow) из древесины черного орехового дерева Квинсленда.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).

Комплект из 4х предметов из селадона (celadon/青磁) сделаны Полом Девисом (Paul Davis)

  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水)
  • — Сосуд/высокий кувшин шакудате (shakudate/杓立)

Одна из разновидностей фарфора, которая считается самой подходящей для заваривания зеленого чая – это цинцы, или селадон . Cамо название «цинцы» переводится как «сине-зеленая керамика».

При производстве этого вида керамики используется высокотемпературный обжиг (более 1000 градусов) и особая глазурь с добавлением оксида железа, из-за чего посуда приобретает зеленовато-синий оттенок и особый блеск. Изделия цинцы очень плотные, с толстыми стенками, округлые и гладкие. Зачастую такую посуду сравнивают с нефритом. Цвет глазури колеблется от светло-зеленого или бледно-голубого («Цвет озерной воды») до зеленоватого («Цвет зеленой сливы»), темно-зеленого или серо-голубого («Цвет грозового неба»). При производстве часто применяют особый прием, из-за которого на поверхности появляются маленькие трещинки, «кракле», которые придают изделиям более «древний» вид. Чаще всего посуда из цинцы ничем не украшается, чтобы не отвлекать от красоты линий и прекрасного цвета глазури.

Предшественницей фарфора была зеленая керамика - «цин тао». Ее делали из смеси каолиновых глин с песком и покрывали глазурью серо-зеленого или зеленовато-коричневого цвета. Такой тип керамики научились делать в II в. н.э. на юге Китая. Позднее, после изобретения в VII веке уже настоящего фарфора, стали выпускать похожий на нее тип керамики - селадон (доу цин тао - «горохово-зеленая керамика»). Это были монохромные изделия, хотя цветовая гамма постоянно расширялась.


Furo Nagaita so Kazari (風炉 長板そ飾り)
Приготовление чая с использованием длинной доски, на которой выставлена почти вся утварь

«Нагаита» (Nagaita/長板) — это и есть длинная деревянная доска, обычно используемая для очага фуро, на которой мы видим:

  • Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут mayu-buro/眉風炉) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney
  • — Сосуд кама (Kama Shin Nari/釜 真形) — производство Япония
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney — в кесу мы видим хрустальную вазочку, используемую как футаоки (Futa-oki/蓋置), т.е. как подставку для бамбукового ковшика хишаку (Hiskahu/柄杓)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из сине-зеленого стекла — сделан Chuck Willoughby, USA
  • — Сосуд, похожий на высокий кувшин, имеющий название шакудате (shakudate/杓立) , сделан Bill Campbell, USA

Рядом мы видим сосуд для холодной воды мидзуцуги (Mizutsugi/水次) или мизуцуги , похожий на чайник и используемый для долива воды в мизусаши и кама, так же австралийского происхождения сделанный в Bulls Hill Pottery Sydney.

Ну и конечно заграждение (板) сделанное Майком Дарлоу (Mike Darlow) из истинно австралийского дерева с названием Казуарина (анг. She Oak). Да и мотив у изделия австралийский — кенгуру и страус эму, которые являются символами Австралии и обычно красуются на гербе страны.

Naka oki with Oita — Nagao
Приготовление чая осенью, используя шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром. Перед очагом стоит большое деревянное заграждение, а на доске-дисплее дежит ковш хишаку

Нака-оки (Naka oki/中置) — вид чайной церемонии, которую проводят обычно в октябре. Она одна из 3х октябрьских процедур, при которой используют высокий сосуд мизусаши. Варианты размещения которого дают различные виды процедур (темае/temae/点前). Тут сосуд мизусаши размешен слева от очага. К тому же «Разбитый очаг» (Broken Furo / yatsureburo / やつれ風炉 / 窶風炉) , что мы видим, тоже используется в чайной церемонии в последние дни октября.

  • — Заграждение или О-ита (Oita/大板) из Австралийсктно Каштаноспермума древесина, которго напоминает древесину грецкого ореха. Мастер James Carr.
  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉 тут «Broken Furo» — yatsureburo / やつれ風炉 или 窶風炉) — производство Япония
  • — Сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана австралийцем Бобом Поутером (Bob Powter)
  • — Шелковый футляр для чайницы с длинным шнуром (So Ryo Donsu/宗良緞子) принадлежит нашей сенсей
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана в Японии мастером Chikuho.
  • — Чашка сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши цвета осенних красок — мастер Ingrid Mueler
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) — это стеклянная подставка для яйца 1920х годов под оранжевый мрамор (на фото она перевернутая вверх дном). Мастер не известен.
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в виде вложенных друг в друга чашек керамики коричневого и серо-голубого цвета, мастер Campbell Hegan, ныне живет в Новой Зеландии.

Вот картинка найденная на просторах интернета показывающая разные виды переносного очага.

Эта картинка показывает детали сосуда Кама (Kama/釜)

Arai Jakin (洗い茶巾)
Приготовление усуча или жидкого чая летом, с использованием низкой чашки с широкими краями

Чайная церемония Arai Jakin (洗い茶巾) обычно проводится в августе. Август в Японии, самый жаркий и знойный месяц, поэтому посредством чайной утвари создается ощущение прохлады. При этом виде чайной церемонии, хозяин приносит посуду в чайную комнату и в чайной чаше есть немного холодной воды (в отличие от пустой и сухой чаши, как правило).

Вообще-то иероглифы «茶巾» переводятся как «чакын», это небольшой кусок ткани, которым протирается чашка. Так уже смоченные чакин и венчик, по существу призваны дать ощущение прохлады перед началом церемонии. На самом деле, дело в том, чтобы создать более эстетическое ощущение прохлады, чем нечто физически прохладное.

  • — Плоская плитка шикигавара (Shikigawara/敷瓦) или как еще можно перевести «каменная ступенька», тут керамическая сделана Полом Девисом (Paul Davis). Такая подставка предохраняет татами от следов разогретого очага, а эта сделана так, буд-то она сама покоробилась от зноя дня, но не от жара очага.
  • — Комплект очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) (обычно в таком стиле бывает бинкакэ (binkake / 瓶掛) — маленькая переносная жаровня, на которой греют не кама, а чугунный чайник тэцубин (tetsubin / 鉄瓶) ) и котла (Kama/釜) сделанны из белой глазурованной керамики (陶器), японского производства.
  • — Контейнер для чая нацумэ (Natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Бразильского грецкого ореха. Мастер Jual.
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson).
    — Летняя чашка сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши из стекла с зеленым низом и синим верхом, сделана Keith J. Rowe
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из черного бамбука из Eden Gardens, NSW — принадлежит Энтони Брайену (Anthony Brien)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) — производство Robertson Pottery, NSW

Мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши/мидзусаси могут быть бронзовыми, керамическими, стеклянными и деревянными, иметь самые различные формы, но все они должны отвечать одному обязательному требованию - быть удобными для выноса из «водной комнаты» в помещение, где проводится чаепитие, будучи наполненными водой. Мизусаши закрывается крышкой, причем иногда корпус мидзусаси и крышка делаются из различных материалов, например, керамическая емкость может иметь деревянную крышку, покрытую лаком. Предпочтение отдается гончарным и фаянсово-фарфоровым изделиям. Среди керамических и фаянсовых сосудов мизусаши ценились емкости, изготовленные на знаменитых гончарных производствах в Сэто, Мино, Бидзэн, Сигараки, Ига, Токонамэ, Тамба, Карацу.

Первые японские мизусаши из керамики начали делаться в Бидзэн и Сигараки в конце XV в. Об утвари именно из этих мастерских говорил в своем иисьме к Фуруити Харима первый патриарх чайной церемонии Мурата Сюко. Данные мизусаши представляли собой горшки, использовавшиеся в хозяйственных целях в деревенских домах.

Выбор того или иного вида мизусаши обусловливался помимо степени формальности чаепития еще рядом факторов. Если в чайной комнате стоит полка-тана, то не рекомендуется использовать кувшины из керамики, не покрытые глазурью, а также деревянные емкости, поскольку их нельзя выставлять на полку (такие мизусаши могут находиться только на татами). Летом предпочтение отдается кувшинам с широким горлом. Когда «хозяин» снимает крышку, «гости» видят воду, и это вызывает у них ощущение свежести и прохлады. Если используют неглазурованную керамическую или не покрытую лаком деревянную емкость, перед выносом в чайную комнату ее обливают снаружи водой, что должно вызвать у смотрящих на кувшин «гостей» ощущение чистоты.

Чаще всего, если вы будите искать информацию о японской чайной церемонии, то будите находить разновидности ее, типа — «Чайная церемония включает в себя много разновидностей, но традиционных существует только шесть: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя и специальная.» Это, скажу я вам, глубокое заблуждение и разновидностей так много, что порой изучение может занять 20 лет.

Человек, изучающий японскую чайную церемонию, должен изучать кроме приготовления чая и проведения самой церемонии, еще и каллиграфию (по крайней мере уметь читать прописные иероглифы), искусство составление букета — Икебано (生け花) и стиля Икэнобо, а конкретнее Чабана («чайные цветы»). Композиции для чайной церемонии должны быть скромными и чаще всего состоять из одного цветка в простой и неброской вазе.

Kinin Kiyotsugu Koicha Ro (炉 貴人清次 濃茶)
Приготовление чая для дворянина или его приближенного слуги, т.е. для особого гостя

Этот стенд единственный, где представлен зимний очаг (Ro / 炉) , а так же представляет интерес заграждение или О-ита (Oita/大板) в котором есть миниатюрные вазочки для цветов. Если учитывать, что эта чайная церемония проводится в холодное время года, то присутствие цветов, есть знак особого уважения.


  • Полочка — Koko-dana (更好棚) — черный лак, с красными краями. Стиль этой полочки был введен в использование чайной церемонии в середине 19 века Gengensai (玄々斎). Когда-то сам Сен Рекю (Sen Rikyu / 千利休) использовал такую же, но со временем это забылось.
  • — Контейнер для чая нацумэ (O-natsume/大棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, сделан из древесины Хуанской сосны (стоит на полочке) — из коллекции Джона Хендерсона (John Henderson)
  • — Очаг/жаровня Ро (Ro/炉) тут «Oki Ro»
  • — Чайница для коича (густого чая) сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • — Шелковый футляр для чайницы из 3х-цветной парчи принадлежит Joyce Millege
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана Джоном Хендерсоном (John Henderson)
  • — в стиле Тэммоку (Temmoku / 天目) — чаша с темной глазурованной поверхностью, тип классических японских глазурей — сделана Яном МакКай (Ian McKay), Австралия.
  • Вторая чаша (chawan / 次茶碗) стиль Хаги (Hagi / 萩) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指), так же сделан Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓) из селадона (celadon/青磁) сделана Полом Девисом (Paul Davis)
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) в стиле Temmoku сделан Полом Девисом (Paul Davis)

Чаши Тэммоку (Temmoku / 天目)
Чашки эти были особые – такими пользовались в монастырях на горах Тяньму, а изготовлялись они китайскими гончарами по очень сложной технологии. В Китае эти изделия называли черным фарфором – из-за цвета глазурованной поверхности, в темной глубине которой вспыхивали и переливались разноцветные точки, пятна и разводы. В Японии китайские чашки получили название тэммоку, или тэнмоку, — от названия гор Тяньму, откуда были привезены.

Существует несколько разновидностей тэммоку, но непревзойденной по своей красоте считалась - и считается до сих пор! - Ёхэн-тэммоку (тэммоку «Меняющиеся светила»), по гладкой поверхности которой будто бы случайно рассыпаны белые, бледно-голубые и темно-синие пятна, напоминающие звезды в ночном небе

Shozumi (初炭)
Приготовление очага перед чайной церемонией

Очень редко когда обычный человек увидит приготовление очага перед чайной церемонией. Так вот, в корзине утварь, которая необходима для этого.

В своем журнале я уже упоминала две чайных церемонии, где как часть церемонии проводится Shozumi (初炭) , это — Хацугама (Hatsugama/初釜) и Открытие чайного кувшина (Kuchikiri-nо-Chaji / 口切の茶事) . В последней, «сосуд» в котором размещена утварь сделан из большой тыквы.

  • Сумитори (Sumitori / 炭斗) или «корзинка для угля» — тут аборигенская корзинка из сухой травы цвета красной охры в стиле племени Guralwal.
  • Кого (Kogo / 香合) , это контейнер для благовоний из селадона (celadon/青磁), на крышке изображена маленькая морская раковина. Обычно в сезон, когда используется очаг Фуро (風炉), кого из лакированного дерева, а в сезон Ро (炉) — из керамики.
  • Кан (Kan / 鐶) , это стальные открытые кольца-ручки для котла, тут детали конной упряжи найденные в городке Florence штата Орегон (Oregon)
  • Хабоки (Haboki / 羽箒) или перо-метла. Есть различные стили. Вид, составленный из трех слоев перьев и называемый поэтому mitsubane (三つ羽), используется, чтобы «протереть» портативную жаровню или стационарный очаг во время процедуры закладки древесного угля. Эта — часть комплекта оборудования, который используют контейнером (sumitori).

Древесный уголь — Sumi (炭)
Древесный уголь, используемый в чайной церемонии по большей части, делается из дуба с каштановым листом (kunugi), коксуется долгими часами тления в печи. Длинные части готового древесного угля сокращают до определенной длины в зависимости от использования — будет ли древесный уголь использоваться в переносной жаровне Фуро (風炉) или «затонувшем» зимнем очаге Ро (炉) . Кроме того, уникальный вид древесного угля, названного eda-zumi (枝炭 или освещенный, «древесный уголь из ветвей») , используется в чайной церемонии, для декоративного эффекта. Он делается путем обугливая ветвей азалии, камелии, или некоторого вида дуба, а затем покрывается веществом похожим на известь, сделанное из пудры морских ракушек.

Фуро Усуча (風炉 薄茶)
Стандартное приготовления чая усуча (usucha / 薄茶) с использованием импровизированной утвари

Пожалуй самый распространенный вид чайной церемонии. Обычно его используют на демонстрации Японской чайной церемонии.


  • — Очаг/жаровня Фуро (Furo/風炉) и сосуд кама (Kama/釜) — производство Япония
  • — Заграждение — Oribe (織部) или «тканое заграждение» — производство Япония
  • — Контейнер для чая нацумэ (natsume/棗) , используемый при приготовлении жидкого или как еще его называют «тонкого» чая, тут коробочка «Беседка секретного сада»
  • — Чайная ложечка чашаку (Chashaku/茶杓) сделана из Австралийского эвкалипта Robert Devies
  • Главная чаша (Omo-chawan / 主茶碗) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Ковра (Cowra)
  • — Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) — фарфоровая жардиньерка (корзинка, ящик или подставка для домашних цветов) фирмы Belleek
  • — Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) из шишки Австралийской Банксии
  • — Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水) сделана неизвестным мастером в Австралийском городке Миттагонг (Mittagong)