Какой опыт можно показать ребенку с лимонкой. Батарейка из лимона. Невидимые лимонные чернила

Все дети, без исключения, любят таинственные, загадочные и необычные явления. Большинству ребят очень нравится проводить интересные опыты, часть из которых не обращаясь за помощью к родителям или другим взрослым.

Опыты, которые можно провести с детьми

Не все опыты подходят для детей. Некоторые из них могут представлять собой опасность для жизни и здоровья малышей, особенно дошкольного возраста. Тем не менее, под контролем и наблюдением родителей или других взрослых ребенок может провести любой занимательный эксперимент – главное внимательно следить за соблюдением необходимых требований безопасности.

Все научные опыты для детей необыкновенно полезны. Они позволяют юным изобретателям наглядно ознакомиться со свойствами различных веществ и предметов, химических соединений и многого другого, понять причины определенных явлений и приобрести ценный практический опыт, который можно применить в дальнейшей жизни. Кроме того, некоторые подобные эксперименты можно показывать как фокусы, благодаря чему ребенок сможет завоевать авторитет среди своих друзей и приятелей.

Опыты с водой для детей

Все люди в обыденной жизни очень часто используют воду и совершенно не задумываются о том, что она обладает поистине волшебными и удивительными свойствами. Между тем, с этой жидкостью можно проводить невероятно с детьми. Например, мальчики и девочки в домашних условиях могут поставить следующие эксперименты:


Опыты с огнем для детей

С огнем следует проявлять особую осторожность, но именно с ним можно поставить невероятно интересные опыты для детей. Попробуйте провести со своим отпрыском один из следующих экспериментов:



Опыты с солью для детей

Занимательные опыты для детей можно проводить и с сыпучими веществами, например, с солью. Ребятам обязательно понравятся такие эксперименты, как:



Опыты с содой для детей

Не менее зрелищные опыты для детей можно провести с пищевой содой, например, «Вулкан». Поставьте на стол маленькую пластиковую бутылочку и вылепите вокруг нее вулкан из глины или песка. Засыпьте в емкость 2 столовых ложки соды, добавьте приблизительно 50-70 мл теплой воды, несколько капель красного пищевого красителя, а в самом конце – четверть стакана уксуса. На ваших глазах произойдет самое настоящее извержение вулкана, и ребенок будет в восторге.


Иные опыты для детей с пищевой содой могут быть построены на свойстве этого вещества кристаллизоваться. Чтобы получить кристаллы, можно воспользоваться таким же способом, как и в случае с солью. Для этого необходимо приготовить плотный содовый раствор, в котором уже не растворяется сыпучее вещество, а затем поместить туда металлическую проволоку или другой предмет и оставить его на несколько дней в теплом месте. Результат не заставит себя долго ждать.


Опыты с воздушными шарами для детей

Нередко опыты и эксперименты для детей оказываются связаны с различными свойствами воздушных шаров, такие, как:



Опыты с яйцами для детей

Некоторые интересные опыты с детьми можно провести, используя куриные яйца, например:



Опыты с лимоном для детей

Для проведения экспериментов может использоваться все, что угодно. Отдельного внимания заслуживают и интересные опыты с лимоном, например:



Опыты с красками для детей

Все малыши любят рисовать, но еще интереснее для них будет провести занимательные опыты с красками. Попробуйте один из следующих экспериментов:



Уже несколько недель подряд мы скупаем всю соду и уксус во всех ближайших магазинах. А все потому, что мы решили сделать все опыты, в которых присутствует сода и кислота. Святослав достиг того возраста, когда чувствует себя настоящим экспериментатором. Проводить опыты теперь его любимое развлечение и увлекательный досуг. А младший уже спешит пододвинуть стульчик к столу и подсесть поближе, сопровождая все забавными возгласами.

Надо сказать, что опыты – это не только интересное зрелище, но и повод, для того чтобы поразмыслить над происходящим (для старшего ребенка), выдвинуть гипотезы, почему происходит именно так. А иногда и повторить опыт, меняя составляющие. Иногда не происходит желаемого результата, к примеру, из-за низкой концентрации кислоты или лишнего воздуха, там где его быть не должно. И тогда — это тоже результат, повод для размышления, повторения опыта, и исправления неточностей.

Для справки: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации. Суть её состоит в том, что кислота при взаимодействии с щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.
Основными ингредиентами всех опытов, указанных ниже, является сода и кислота. В некоторых случаях я использую лимонную кислоту в концентрации 1-2 чайные ложки на стакан воды. А иногда — 9% столовый уксус.

Итак начнем наше путешествие по содовым опытам.

1. Извержение вулкана.

Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.

Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка

Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.

Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.

Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день.

А это фото из нашей , сделанное несколько лет назад.
2 опыт. Надуваем шар

Что делаем:
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Результат: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.


3 Выращивание кристаллов из соды

Наливаем горячую воду в стакан или банку. Добавляем соду и размешиваем. Когда сода перестанет растворяться — это значит, что «пищи» достаточно. Я добавила около 15 столовых ложек соды, чтоб уж наверняка 🙂
На нитку подвешиваем предметы, на которых будем выращивать кристалл. Я брала синельную проволоку, но можно подвесить любой предмет. Нитку привязываем к палочке и устанавливаем на банку. Ждем около суток.

Почему так происходит: При остывании жидкости, сода прекратила растворяться и стала оседать на нитке с фигуркой. Когда вода, насыщенная содой, начала понемногу испаряться, кристаллы стали «расти.

Зимой мы проводили опыт по выращиванием кристаллов из сол и, такие кристаллы получаются еще более интересными и «кристаллическими», чем содовые.



4 Рисование на соде
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

Сначала мы капали на соду разведенными в воде красителями с растворенной лимонной кислотой.

А в другом варианте посыпали соду лимонной кислотой, затем наносили узор красителями, и распылителем брызгали воду в блюдо, и вот что вышло.

после того как все перемешается можно взять палочку и порисовать, смешивая все краски. Нанесенный узор не растекается, а «держит форму»

А меленькому Тимофею, все наше безобразие безумно нравится, и он, естественно, не может удержаться, чтобы не потрогать все это 🙂


5. Содовые бомбочки.
Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.
Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается:

А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.

Еще один необычный вариант использовать такие содовые бомбочки — это добавить в стакан масло.
На дно стакана я насыпала лимонную кислоты и блестки, добавила воды и растительного масла.
Затем добавляем в стакан содовый шарик и наблюдаем как летают блестки и капельки масла.

Еще более зрелищным этот опыт становится, если бросить вместо содовых шариков шипучую таблетку, посмотрите это видео

6. Лед из соды
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
Прежде всего необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам.
Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо.
Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан.
Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем как плавится лед с брызгами и пузырьками.

Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.

7. Танцующий рис
В воду добавляем темный рис (можно любую крупу) — крупа оседает на дно.
Затем добавляем ложку соды, тщательно размешиваем.
Начинаем вливать в стакан уксус.
Каждая рисинка покрывается маленькими шариками и начинает «танцевать» в стакане, поднимаясь вверх, а затем, опускаясь вниз.
После того, как танец начинает затихать, можно добавить в воду краситель и понаблюдать как он распределяется по стакану.

8 Содовый взрыв

Этот опыт стал одним из любим уличных опытов, наравне с вулканом.
Делается очень просто:
В бумажное полотенце кладем 2 столовые ложки соды и заворачиваем.
В пакет наливаем кислоту подкрашенную красителем. Прежде чем налить жидкость в пакет необходимо проверить пакет на отсутствие мелких дырочек, иначе возникающий углекислый газ начнет выходить из пакета и взрыв не получится. Именно по этой причине у нас не получился этот опыт в первый раз!
Когда опыт не получается по какой-то причине — это отличный способ поразмышлять с ребенком, по чему так произошло, выдвинуть гипотезы и устранить препятствия.
Во второй раз все случилось отлично! Взрыв пакета с громким БУХ и вытекающая жидкость. Брызг от взрыва нет, поэтому можно далеко не убегать 🙂
9 Запуск ракеты

Все наверное помнят, как шампанское стреляет в потолок, если потрясти бутылку. Вот примерно точно также, с помощью соды и уксуса можно запустить «ракету» в комнате.
Сначала примеряем к бутылке пробку, она не должна проваливаться внутрь. По желанию ребенка, декорируем пробку «под ракету».
В бутылку, наливаем 1/3 часть столового уксуса.
В кусочек туалетной бумаги кладем чайную ложку соды и сворачиваем в рулончик.
Сверток с содой опускаем в бутылку и закрываем её пробкой. Наблюдаем запуск ракеты.

10 Делаем газированный напиток.
Нам понадобятся 2 соломинки для напитков. На одной из них делаем надрез и соединяем их, чтобы трубочка стала еще длиннее (конечно при необходимости, в случае, если одной трубочки не достаточно, чтобы соединить два сосуда)
В крышке от бутылки шилом проделываем отверстие под трубочку.
Вставляем трубочку в крышку.
В стакане готовим напиток, который будем газировать.
Свободный конец трубочки опускаем в стакан со сладкой водой.
В бутылку насыпаем 3 чайные ложки соды, затем добавляем уксус и быстро закрываем крышку с трубочкой.
Как вариант, можно сначала налить кислоту в бутылку, а затем бросить сверток с содой, как в предыдущем опыте. Тогда реакция начнется не так стремительно, как раз для того, чтобы успеть закрутить крышку.
Результат: В стакан по трубочке устремляется углекислый газ, наполняя нашу воду пузырьками воздуха.

11. «Пузыри в банке» — это один из самых странных опытов. Но поскольку такой опыт существует, мы не можем пройти мимо него.
Сразу скажу, что делали мы его несколько раз в различных вариациях, чтобы получить обещанный результат. Но результат все равно получался иным.
Итак, для опыта нам понадобится трех литровая банка, сода, уксус и мыльные пузыри. На дно насыпаем соду, наливаем уксус. Начинается реакция с выделением углекислого газа. А теперь берем мыльные пузыри и начинаем вдувать их в банку.
Обещанные результат — мыльные пузыри повисают в центре банки за счет «подушки» из углекислого газа!!!

12. Ну и напоследок добавим немного огня. Наблюдаем над тем, как углекислый газ тушит огонь. Дайте возможность ребенку самому понять, почему так происходит.

А еще обязательно попробуйте сделать «снег» из соды . Подробнее об этом смотрите

И это еще не все опыты из соды! В следующей статье я расскажу про опыты с содой, которые проводят в Монтессори-классах.

Краткое содержание: Химический опыт - невидимые чернила. Опыты с лимонной кислотой и содой. Эксперименты с поверхностным натяженим на воде. Могучая скорлупа. Научи яйцо плавать. Анимация. Опыты с оптическими иллюзиями.

Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Невидимые чернила

Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.
1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.
2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.
3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.

Лимон надувает воздушный шар

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч.л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст.л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.
1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.
Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Лимон запускает ракету в космос

Для проведения опыта вам понадобятся: бутылка (стекло), пробка от винной бутылки, цветная бумага, клей, 3 ст.л лимонного сока, 1 ч.л. пищевой соды, кусочек туалетной бумаги.

1. Вырезаем из цветной бумаги и приклеиваем с обеих сторон винной пробки полоски бумаги так, чтобы получился макет ракеты. Примеряем "ракету" на бутылку так, чтобы пробка входила в горлышко бутылки без усилий.

2. Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.

3. Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки и обматываем нитками.

4. Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.

5. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетит вверх. Только не ставьте её под люстрой!

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Могучая скорлупа

Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, несколько полных консервных банок.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.

2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.

3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно кладём сверху банку, затем ещё одну и ещё... пока скорлупа не лопнет.

Вес скольких банок выдержали хрупкие скорлупки? Суммируйте вес, обозначенный на этикетках, и узнаете, сколько банок можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

"Наживка" для льда

Для проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан воды, щепотка соли.

Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик льда из стакана с водой, не замочив рук.

1. Опустим лёд в воду.

2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.

3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5-10 минут.
4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.

Может ли "кипеть" холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.

1. Намочим и выжмем носовой платок.

2. Нальём полный стакан холодной воды.

3. Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4. Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.
5. Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
6. Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить ("кипит").
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2. Опустим соломинку в воду.

3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.
1. Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.
2. С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами, "флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты", звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для коктейля.
1. Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не проткнёт.
2. Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3. Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.
1. Вырезаем из картона круг любого диаметра.
2. Иголкой прокалываем на круге по две дырки.
3. Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.
4. На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку.
5. Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Как квадрат превращается в круг?

Для проведения опыта вам понадобятся: прямоугольная картонка, карандаш, фломастер и линейка.
1. Положим линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны.
2. Поставим фломастером на картонке 25-30 точек на расстоянии 0,5 мм друг от друга.
3. Проткнём острым карандашом середину картонки (серединой будет пересечение диагональных линий).
4. Уприте карандаш в стол вертикально, придерживая его рукой. Картонка должна свободно вращаться на острие карандаша.
5. Раскрутим картонку.
На вращающейся картонке появляется круг. Это всего лишь зрительный эффект. Каждая точка на картонке при вращении движется по кругу, как бы создавая непрерывную линию. Ближайшая к острию точка двигается медленнее всего, её-то след мы и воспринимаем как круг.

Сильная газета

Для проведения опыта вам понадобятся: длинная линейка и газета.
1. Положим линейку на стол так, чтобы она наполовину свисала.
2. Сложим газету в несколько раз, положим на линейку, сильно стукнем по свисающему концу линейки. Газета улетит со стола.
3. А теперь развернём газету и накроем ею линейку, ударим по линейке. Газета только слегка приподнимется, но никуда не улетит.
В чём же фокус? Все предметы испытывают давление воздуха. Чем больше площадь предмета, тем сильнее это давление. Теперь понятно, почему газета стала такой сильной?

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.
1. Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.
2. Повесим вешалку на бельевую верёвку.
3. Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.
4. Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится, подуем ей вслед. И так несколько раз.
Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Рекордный вес

Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!

Эксперимент с лимоном

Представьте себе, что вы держите в левой руке лимон. Вытяните руку перед собой и обхватите пальцами воображаемый фрукт. Ощутите шероховатость кожуры холодного свежего лимона. Представьте яркий желтый цвет фрукта. Вдохните и почувствуйте приятный свежий запах лимона. Теперь поднесите руку с лимоном ко рту и представьте себе, как кусаете его. Чувствуете, как ваши зубы прокусывают кожуру и на язык попадает сочная лимонная мякоть? Теперь разжуйте лимон во рту. Вы почувствовали кислый вкус во рту, не правда ли?

Вы заметили, как во время чтения предыдущего абзаца у вас во рту образовывалось все больше слюны? Исключительно при помощи мышления вы запустили в организме процесс слюнообразования. Когда ваше внимание направлено на определенное событие, в данном случае на вкус лимона, все тело начинает реагировать соответственно. Итак, если наши мысли отражаются на языке тела, почему бы на основании внешних проявлений нам не научиться угадывать, о чем думает собеседник?

Без сомнения, это возможно. Я, кстати, далеко не единственный и не первый, кто работал над этой темой. До меня многие интересные исследователи развивали область этих знаний и применяли их на практике. Одним из них был, например, американец Дж. Рэндал Браун. Он родился в 1851 году в Сент-Луисе и, будучи еще школьником, выяснил, что может найти предмет в классе, если одноклассники спрятали его. Ученик, который спрятал предмет, должен был всего лишь дотронуться до лба молодого менталиста и сконцентрироваться на тайнике. Через прикосновение Рэндал Браун чувствовал направление, на котором сосредоточивался его одноклассник. Он чувствовал внешние проявления мыслей!

После окончания школы Браун продолжил проводить подобные эксперименты в узком кругу. Однажды на его представлении присутствовал журналист из местной газеты, который впоследствии написал восторженную статью о его искусстве. Это было началом блестящей карьеры Брауна. Он был чрезвычайно востребован и объехал всю Америку со своим экспериментом. Его имя было у всех на устах. Где бы ни выступал Браун, пресса была в восторге.

Еще одним человеком, выступавшим с подобным экспериментом, был Вашингтон Ирвинг Бишоп. Он подсмотрел идею у Брауна, но сделал свое выступление еще более зрелищным. Он просил спрятать неизвестный предмет не в помещении, а в большом городе. После чего надевал на глаза непрозрачную повязку, садился в запряженную лошадьми повозку и направлялся в нужную часть города, чтобы там достать предмет из тайника. Бишоп был первым человеком, управлявшим транспортным средством с закрытыми глазами. Критики, правда, говорили тогда, что его искусство - скорее заслуга лошадей, настоящим чудо было бы, если бы глаза животных также были завязаны. Но подобная критика все равно не могла заглушить колдовского очарования, исходившего от представлений Бишопа. Со своим экспериментом он объехал не только всю Америку, но и Европу. Но Бишоп был болен и по окончании напряженного выступления у него часто случались эпилептические припадки, после которых он иногда впадал в состояние летаргического сна. Поэтому у него всегда при себе была записка, в которой Бишоп убедительно просил не производить вскрытие или погребение его тела, пока достоверно не будет установлено, что он действительно мертв.

После одного из выступлений с Бишопом случился пресловутый приступ. Против его просьбы тело сразу было подвергнуто аутопсии. Позже его мать утверждала, что во время вскрытия ее сын был еще жив, и убила его именно эта процедура. Бишопу было всего 33 года, но его искусство не погибло.

Этот эксперимент стал известен в Германии и среди прочих его показывал человек по имени Герман Штайншнайдер. Его псевдоним - Эрик Ян Гануссен. Как и многие другие представители искусства чтения мыслей, Гануссен был очень неоднозначной фигурой и пользовался сомнительной славой. Он родился в 1889 году в Вене, родители его были евреями. В юности он частенько зарабатывал на крайне подозрительных делах. Например, он работал в газете под названием «Молния», распускающей слухи и публикующей неприятные подробности из личной жизни известных людей. Гануссен как раз и находил подходящих персонажей для подобных статей.

Помимо прочего, он занимался исследованием ясновидения, гипноза и телепатии и после Первой мировой войны стал самым богатым и влиятельным артистом на территории немецкоговорящих стран.

Адольф Гитлер был очарован искусством Гануссена и содействовал в его продвижении, несмотря на еврейские корни артиста. При поддержке нацистов Гануссен основал в Берлине Дворец оккультных искусств, где он проводил сеансы для нацистской верхушки и высшего общества. Но после того как в 1933 году Гануссен открыто предсказал падение Рейхстага, он стал слишком опасен для власти. В марте 1933 года Гануссен был расстрелян национал-социалистами в лесу под Берлином. Его тело было обнаружено лишь на следующий день. Конечно, Гануссен был человеком сомнительных моральных качеств, но как артист он был очень убедителен. Его окружала совершенно особенная, необычная и сильная аура. История его жизни была описана в романе Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак» и экранизирована Клаусом Мария Брандауером в фильме «Гануссен». В этих произведениях хорошо показано, что фигуру Гануссена всегда окутывал покров тайны.

Что же такого особенного было у этих людей? Что, не известное другим, они знали? На чем основывался их стремительный и завораживающий успех? Эти вопросы не давали покоя многим, включая меня.

Моя, а вскоре и ваша, тайна заключается в том, что мы умеем почувствовать направление мысли. Направленное внимание человека всегда сопровождается энергией. При помощи длительных тренировок, веры в себя и интуиции каждый может научиться чувствовать эту особую ментальную активность другого человека. Для обозначения этого явления существует специальный термин «идеомоторное движение», то есть бессознательное движение, совершаемое без участия воли под одним лишь влиянием представления о нем. Такие реакции абсолютно непроизвольны и практически незаметны. Впервые эти движения выявил французский химик Мишель Эжен Шеврёль в 1833 году. Но первооткрывателем идеомоторных движений считается англичанин Уильям Б. Карпентер, хотя он и не нашел определения своему открытию. Он смог доказать, что нам достаточно лишь подумать о некотором движении, как наш мозг побуждает тело в минимальном объеме воспроизвести воображаемое движение. То есть если вы, к примеру, интенсивно думаете о стене слева от вас, ваше тело бессознательно начинает поворачиваться в этом направлении. Искусство заключается как раз в том, чтобы разглядеть эти миниатюрные движения и сделать на их основании вывод о намерениях человека. До сегодняшнего дня мы можем лишь описывать этот феномен. Мы знаем о его существовании, но по-настоящему не можем объяснить.

У меня самого в программе долгое время был номер, связанный с этим явлением, и я научился добиваться отличного эффекта с его помощью. Я чувствовал сломанную деталь механизма, узнавал, какие растения зритель предварительно отобрал в Мюнхенском ботаническом саду, и находил спрятанные от меня в отнюдь не маленьком внутреннем городе Вены предметы. Не утаю от вас самое яркое воспоминание. В новой части Вены есть очень красивый городской театр, где я выступал во время своего первого турне. В нужный момент я пригласил симпатичного мужчину подняться на сцену и поставил ему следующую задачу: «Пожалуйста, будьте так добры, выберите в зале человека, но не говорите, кто он. Опишите его на листе бумаги так, чтобы я не видел. Поместите лист с описанием в конверт, а затем дайте мне в руки». Моя задача заключалась в том, чтобы отнести конверт тому человеку, чье описание находилось внутри и пригласить его подняться на сцену. Потом следовало вслух зачитать описание, чтобы все зрители могли убедиться в правильности моего выбора. Итак, я взял своего ассистента за руку и двинулся с ним в зрительный зал. Когда мы оказались в центре помещения, я сразу понял, что стою перед нужным мне человеком, и попросил ее подняться на сцену. Речь, кстати, шла о привлекательной молодой девушке с темными волосами. Я медленно вскрыл конверт и прочитал: «Мужчина с лысиной…» Заканчивать я не стал. Зал неистовствовал - никто не идеален!

Из книги Хищная власть автора Диденко Борис Андреевич

Из книги Способности субъекта под гипнозом автора Эриксон Милтон

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона,

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью - догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я -

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки - нет. Причина в

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Из книги Синхронистичность: акаузальный связующий принцип автора Юнг Карл Густав

Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Сказочный эксперимент Пролетела еще одна быстротечная неделя нашей сумасшедшей жизни. Все как обычно. Родители – на работе, дети – в саду. Хочется поднять какую-нибудь актуальную тему, но вот за рабочими заботами я как-то и не заметила, что особенного произошло с моим