Кошерная еда. Что значит, рецепты, польза кошерной еды. Кошерная еда: что это такое, список продуктов

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Определение «кошерный» происходит от названия свода еврейских религиозных правил «кашрут», чаще всего связанных с пищей. Кашрут четко регламентирует продукты питания, которые может употреблять в пищу настоящий иудей.

Кошерное мясо

Кошерным считается только мясо тех животных, которые одновременно являются и жвачными, и парнокопытными. Отсутствие одного из этих признаков делает мясо непригодным в пищу. Именно поэтому иудеи не или зайчатину. А вот говядину и баранину иудеи могут есть в неограниченном количестве. Даже мясо парнокопытного и травоядного кашрут им разрешает употреблять в пищу.

Но принадлежность мяса к тому или иному виду животных само по себе еще не служит признаком его кошерности. Существует целый свод правил кошерного убоя животных - шхита. Это целая наука. Резник животных – шойхет, около года обучается своему кровавому ремеслу и даже сдает экзамен. Ведь для того, чтобы мясо животного было признано кошерным, умертвить его нужно одним движением остро заточенного ножа, не нанеся при этом даже самых маленьких рваных ран или проколов. В противном случае мясо признается некошерным и не допускается к употреблению в пищу иудеями.

Тора также категорически запрещает употребление в пищу крови. Поэтому освежеванная туша животного подвергается тщательному обследованию на предмет наличия на ней крови. И даже поле этой процедуры мясо еще тщательно вымачивается в воде.

Кошерная птица, рыба и другие продукты

Два главных признака кошерной рыбы – это легкоотделяемая чешуя и плавники. Поэтому все рыбы, за исключением сома, осетра, угря и , являются кошерными. И даже черная осетровая икра по вине своего таковой не признается.

Большинство птиц также являются кошерными. Исключение составляют лишь хищники. Домашние же птицы абсолютно все пригодны в пищу для иудеев.

Что же касается молочных продуктов, сами по себе они все являются кошерными. Но кашрут предписывает их отдельное употребление от мяса. После их приема в пищу должно пройти от одного до шести часов (в разных иудейских общинах срок разный) прежде чем можно будет приступить к трапезе. Временной интервал между употреблением мяса после молочных продуктов значительно ниже и составляет всего полчаса. Несоблюдение этих правил делает и мясные и молочные продукты некошерными.

Этим же сводом правил категорически не признается кошерности мяса пресмыкающихся и земноводных.

Каждый из нас слышал про кошерные продукты, но вряд ли вникал, что к ним относится и почему. Сам термин родом из Израиля, где верующие евреи живут исключительно по установленным правилам и законам. Эта совокупность именуется Галахой и вправе определять их религиозную, общественную и даже семейную жизнь. Вещи, которые одобрены Галахой называют «кашрут».

Верующие евреи даже питаются согласно законам, который устанавливает перечень разрешенных продуктов. Поэтому настоящая кошерная еда готовится без каких-либо нарушений и по определенным технологиям.

Процесс производства находится под жестким контролем 170 еврейских организаций, в том числе и раввинатов. Каждый кошерный продукт отмечен печатями этих организаций.

Что значит кошерная еда у евреев?

Все кошерные продукты условно можно разделить на:

  • мясные (басар);
  • молочные (халяв);
  • нейтральные (парвэ).

Мясные продукты

Мясные продукты у евреев именуются «басар» и естественно, это мясо получено только от кошерных животных. Ими являются травоядные животные с раздвоенными копытами, живущие на суше. Поэтому под категорию «кошерности» подходят коровы, овцы, козы, лоси, газели. В Торе указано что свиньи, кролики, верблюды и даманы не считаются кошерными.

Мясо, которое может быть в списке кошерных продуктов не должно иметь крови. Кашрут запрещает употребление крови, так как считает что с чужой кровью в человеке пробудится жестокость. Даже яйца, в которых могут быть сгустки крови, находятся под запретом.

Касательно мяса птицы кашрут ничего не говорит, но при этом в Торе указаны те птицы, мясо которых нельзя употреблять в пищу. Этими птицами стали: совы, орлы, соколы, ястребы и пеликаны. В список кошерных продуктов попадает только мясо домашней птицы, а именно голубей, уток, гусей, кур и индюков.

Ряд правил существует и для кошерных яиц. Согласно кашурта есть можно только яйца с неодинаковыми концами, т.е. один должен быть острым, а другой закругленным. Если яйцо имеет оба тупых или острых конца – то к принятию в пищу оно уже не пригодно. Но от домашней птицы получить такие яйца практически невозможно, ведь их несут дикие хищные птицы, питающиеся исключительно падалью. Поэтому становится ясно, почему и мясо этих птиц под запретом.

Кошерное рыбное мясо также имеет ряд особенностей. Оно должно быть от рыбы, которая имеет чешую и плавники. Морепродукты не являются кошерными продуктами, поэтому крабов, раков, креветок, устриц и осьминогов евреи не едят. Не кошерными считаются также и насекомые, змеи и все виды червей.

Молочные продукты

Молочные продукты называются «халяв», и они могут употребляться в пищу, только если были получены от кошерных животных. Молоко и прочие продукты, получаемые из него от не кошерных животных, являются запрещенными и нечистыми, поэтому верующим евреям есть это запрещено.

Нейтральные продукты

К нейтральным кошерным продуктам относятся фрукты и овощи. Евреи именуют их «парвэ». Кошерными они становятся только если являются не червивыми и ни при каких условиях не соприкасались с не кошерными продуктами. Например, если овощи подаются со свиным мясом, то есть их уже евреям уже нельзя.

Купить кошерные продукты можно на израильских рынках. В нашей стране мест с кошерной едой не так много. Но, тем не менее, население уже больше озабочено своим здоровым питанием и даже не являясь евреями, предпочитает питаться кошерной едой, которая по определению является чистой.

Таким образом, все кошерные продукты питания являются гарантом высокого качества. Сейчас в списке кошерных продуктов можно найти даже детское питание, алкоголь и сухие продукты быстрого приготовления.

Но оправляясь в специализированные магазины с кошерной едой, стоит обратить внимание, что надпись «кошер» обязательно должна быть подтверждена конкретной печатью одного из раввинатов, который контролирует производство. В противном случае не дайте мошенникам наживаться на продаже обыкновенной еды под словом «кошер», потому что, не будучи евреями, очень сложно отличить настоящие кошерные продукты от тех, которые реализуются под этим названием.

КОШЕРНАЯ ПИЩА
еда, отвечающая требованиям кашрута - еврейских законов об употреблении пищи ("кашрут" означает пригодность к употреблению в пищу). Основные предписания, касающиеся кашрута, даются в Пятикнижии. Более детальные раввинистические указания включены в Мишне Тора Маймонида, Шулхан Арух Йосефа Каро и в некоторые другие своды законов.
Принципы кашрута. В пищу можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинья, например, исключена из рациона, так как не является жвачным животным). Дозволены к употреблению только рыбы с чешуей и плавниками; моллюски и ракообразные запрещены. Птицы, запрещенные к употреблению в пищу, перечислены в Библии поименно. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб также запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попала некошерная пища. Существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Используемые в пищу животные (четвероногие и птицы) должны быть забиты в соответствии с ритуальными предписаниями специально подготовленным "резником", "шохетом". Для удаления крови мясо вымачивается, солится и промывается водой. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами, не дозволяется даже готовить мясо в посуде из-под молочных продуктов. Во время празднования еврейской Пасхи (Песах) запрещается все квасное (полученное в результате брожения), что подразумевает дополнительные ограничения в приготовлении пищи. Соблюдение кашрута в еврейских общинах обычно контролируется специальным "советом по кашруту", который утверждает резников и следит за их работой, выдает лицензии мясным магазинам, позволяющие продавать кошерное мясо, посылает контролеров для надзора за продажей мяса. В Европе законы кашрута часто вызывали нападки со стороны антисемитских группировок. В конце 19 в. возникло движение за запрещение "шехиты" (традиционного еврейского способа забоя животных). Некоторые страны приняли законы, запрещающие шехиту, объявив этот способ забоя негуманным.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "КОШЕРНАЯ ПИЩА" в других словарях:

    Кошерная пища - (kosher, иврит подходящее), термин, обычно используемый применительно к пище и вину, приемлемых для евреев на основе изложенных в Торе запретов. Запрещено есть мясо парнокопытных животных, не жующих жвачку (свиньи), а также ракообразных, нек рых… … Народы и культуры

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Свинина не рассматривается как пища (поскольку считается негодной или нечистой) в иудаизме и является запрещённой в исламе За … Википедия

    Кошерный стол - (кошерная пища) отвечающие требованиям кашрута еврейских законов о пригодности в пищу. Гарантируется неприсутствие в еде запрещенных к употреблению в пищу животных, птиц, и т. д., соблюдение определенного ритуального способа забоя скота, строгое… … Лексикон туриста

    - (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Кашрут (ивр. כַּשְׁרוּת‎, в ашкеназском произношении «кашрус») термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего либо с точки зрения Галахи. В русском языке прилагательное «кошерный» образовано от «кошер» ашкеназского варианта… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Кошерным считается мясо тех животных, которые жуют жвачку и имеют парные копыта: овцы, козы, коровы, оленя. Нельзя включать в рацион мясо свиньи, собаки, кролика, кота, лошади, медведя, верблюда, кита, тюленя, льва и других животных, которые относятся к классу хищных. Не употребляют в пищу, мясо из больного животного, или же мясо животного, которого неправильно забили, а также мясо животного, которое умерло своей смертью.

Чтобы мясо стало кошерным, животное забивают, так чтобы причинить ему как можно меньше боли и страданий — одним движением при помощи острого ножа, а потом удаляют всю кровь: для этого мясо вымачивают в воде, солят и кладут на решетку, чтобы стекла оставшаяся кровь, а через час хорошо промывают.

Согласно еврейскому закону ‘ Не ешь крови (кровь принято считать признак живого существа)’ печень не допустимо варить или жарить на сковороде: её можно готовить только на открытом огне — продукт разрезается и промывается водой, солится и жарится над огнём, после термической обработки субпродукт следует еще раз промыть водой. Только после проделанных манипуляций он допускается к употреблению, или к варке(жарке) в специальной посуде для мяса.

В пищу не пригодны бедра животного, из которых не изъяты седалищные нервы, а также сало около желудка. Согласно заповеди: ‘ Не вари козленка в молоке матери его’ (Исх. 23:19),- нельзя смешивать мясо и молоко, даже есть эти продукты можно только с временным интервалом в 6 часов, а интервал между едой из молока и мяса не меньше двух. Под словом » молоко» в этой заповеди подразумеваются все молочные продукты: сметана, сыр, сливочное масло, творог, кефир. Выполнение этого предписания так тщательно, что для приготовления таких блюд используется разная посуда, которая стоит в отдельных шкафах. Евреи, имеющие достаточно финансовых ресурсов обустраивают две кухни: молочную и мясную.

Кошерными считаются такие птицы: гуси, куры, утки, индюки, перепелки, голуби и фазаны. Непригодными для пищи — множество хищных и диких птиц, среди которых орёл, пеликан, сова, ворона, аист, чайка. Нечистые и яйца этих птиц. Все птицы должны быть здоровыми и правильно забитыми.

По заповедям кашрута продукт от некошерного животного(молоко, яйца), тоже является некошерным. Например, нельзя есть черепашачьи яйца — черепаха относится к виду пресмыкающихся, которые негодны к употреблению. Молоко верблюда также считается трефовым. Исключением является мёд — продукт жизнедеятельности насекомых пчел.

Кошерная рыба

Подходящей для евреев считается та рыба у которой есть чешуя и плавники. К трефовым относят дельфинов, сомов, зубаток, угрей. Ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (мидии, улитки, устрицы) считаются трефовыми(нечистыми) — не соответствующими принципам кашрута. Закон об запрете на кровь не относится к рыбе. К нечистыми продуктам жизнедеятельности рыб относится икра осетра. Рыба относится к паревным(нейтральным) продуктам её можно компонировать с молочными продуктами. Готовить мясорыбные блюда не рекомендуется с точки зрения медицины.


Тора запрещает кушать змей, лягушек и червей, а также всех насекомых (исключение четыре вида саранчи).

Другие кошерные продукты

Хлеб и вино, которые были сделаны не евреем, считается не кошерным. Во время праздника Пасхи запрещено употреблять хлеб для приготовления, которого использовались дрожжи. Вместо него евреи едят тонкие лепешки с муки и воды, называемые мацу.

Посуда

Столовые предметы могут стать некошерными, если на них выкладывались горячая трефовая еда. В семье где строго придерживаются законов об употреблении пищи такого произойти не может, но нарушения сего правила возможно во время похода в гости или ресторан.

Еду приготовленную из молока и мяса запрещено подавать вместе на стол.