Рассказ о любом овоще. Сказки про овощи и фрукты. Загадки про овощи

об овощах

  • Овощи – кулинарный термин, который обозначает съедобную часть растения, а также всякую растительную твёрдую пищу, за исключением круп, фруктов, грибов и орехов. Кулинарный термин «овощ» может также применяться к съедобным плодам, которые являются ягодами с точки зрения ботаники ( , ).
  • В 2000-х годах в городе Минске открыт памятник .
  • Музеи картофеля существуют в Бельгии, США, Белоруссии.
  • Семена , найденные в Европе и Азии, датированы мезолитом (приблизительно 10 000 лет назад). В окаменелом виде остатки моркови найдены в постройках под Берном в Швейцарии. Специалисты считают, что она пролежала там не менее 3-4 тыс. лет. Морковь – едва ли не самый древний из всех культурных корнеплодов!
  • С морковью могут поспорить только и . Их кулинарное, медицинское и религиозное использование началось еще 6000 лет назад.
  • Найденные на стенах египетских гробниц изображения моркови вызвали у археологов недоумение: овощ был окрашен в лиловый или фиолетовый цвет. Интересный факт: до XVII в. люди не знали оранжевой моркови! Предполагают, что фиолетовые корнеплоды были привезены на Запад, где их скрещивание с желтыми мутантами и привело к появлению моркови красного, малинового и, наконец, оранжевого цвета.
  • Научно доказано, что вещества, вызывающие вкус, запах лука и слезы от его обработки, могут бороться с раковыми клетками.
  • Люди издавна замечали, что многие из плодов земли не только утоляют голод, но и предотвращают некоторые заболевания. Недаром наши прадеды говорили: « да , лук да – лихого не попустят».
  • сегодня как-то не принято употреблять в пищу, а ведь еще двести лет назад она была основной и, зачастую, единственной овощной культурой для жителей Древнего Египта , Древней Греции , Древней Руси. Во многих странах, например, во Франции , Англии , Америке, Индии, Японии, в отличие от России, до сих пор репа пользуется любовью кулинаров и часто оказывается на обеденном столе.
  • начали выращивать племена местных индейцев в Южной Америке примерно 8-9 тысяч лет назад. В Европу томаты привезли испанцы и португальцы еще в XVI веке. На языке индейского племени у себя на родине они назывались «томатль», что значит «крупная ягода». Вот откуда пошло название «томат».
  • была в таком почете в Древнем Риме, что её взимали в качестве дани с подчиненных немцев. В то время корнеплод был тонким и длинным как у моркови. Закругленная форма корнеплода, известная нам сегодня, появилась только в XVI веке.
  • В эпоху римлян свёклу использовали как афродизиак.
  • В квашеном виде капуста намного полезнее, чем в свежем! В квашеной капусте содержится молочная кислота, благодаря которой в кишечнике сохраняются полезные бактерии.
  • среди овощных культур – один из самых богатых источников белка. После чечевицы он занимает второе место по количеству белка на 100 гр. продукта.
  • В России всегда любили огурцы с бугорчатой поверхностью, именно их считая «настоящими». Европейцы, напротив, предпочитают гладкие плоды, а те, у которых есть «пупырышки», называют огурцами в «русской рубашке».

Каждый современный человек осведомлен о пользе овощей, но с их многовековой удивительной историей знакомы далеко не все…
Репу когда-то сеяли изо рта.


Дело в том, что у этого овоща очень мелкие семена: в 1 кг их больше миллиона, и вручную их не разбросать. Однако и плевать - дело непростое, поэтому лучшие «плевальщики» в народе очень ценились и почитались.
Картофель появился в Европе в середине XVII века как декоративное растение.


Рассказывают, что некий адмирал привез клубни в Англию и, когда картофель вырос, угостил друзей его стеблями и листьями, поджаренными в масле. Гости были недовольны и долго плевались. В XVIII веке в России при дворе картофель подавался в качестве десерта. Его сначала варили, а затем густо посыпали сахаром.
Отваром свеклы в России пользовались как дезинфицирующим средством, и, естественно, ели и вареной и сырой.


А попала она к нам из Византии, о чем говорит происхождение русского названия от греческого «сфекели».
Огурец в начале XVIII века в Англии был большой редкостью, причем врачи соревновались в поисках отрицательных его качеств.


Одни считали его просто ядовитым, другие - «охлаждающим» и вызывающим простуду.
Есть много видов капусты : краснокочанная, белокочанная, цветная…


Цветную капусту Марк Твен называл капустой, закончившей колледж. Брокколи американцы называют «капустой с университетским образованием».
Горошек был первым овощем, закрытым в консервную банку.


Помидор в Европе долгое время считался ядовитым.


Например, в книге «Полное руководство по садоводству», изданной в Дании в 1774 г., написано: «Плоды эти крайне вредны, так как сводят с ума тех, кто их поедает». А на Руси томаты называли «бешеными ягодами».
Морковь с 1991 г. в Европе считается фруктом.


В пределах ЕЭС больше никто не смеет называть ее овощем или корнеплодом. Португальцам это позволяет продолжать изготовление и экспорт морковного варенья, ибо, по европейским стандартам, варенье делается исключительно из фруктов.
Одним из самых интересных и необычных овощей в мире является арктический хрен .


Его можно встретить в холодной Гренландии. Он цветет даже тогда, когда наступают сильные морозы.

Матрёшкины сказки.

Основопологающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста имеет развитие речи.Которое направлено на практическое овладение языком и осознание речи. В дошкольном возрасте совершенствуется её практическое употребление. Активность ребёнка по отношению к языку выражается в словообразовании, словотворчестве, сочинительстве. Старшие дошкольники с интересом и выдумкой придумывают различные истории и сказки.

Как помочь ребёнку в сочинительстве, если он еще не научился писать, или пишет печатными буквами, но очень медленно. Желание записать свои мысли может покинуть ребёнка в связи с трудностями сохранения придуманного.

В этой ситуации помогут родители или воспитатели. Предлагаю вам варианты работ, выполненные родителями вместе с детьми.

Сказки про овощи и фрукты.

"Овощи на грядке"
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.

Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.

Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.



"Сказочное путешествие овощей"

Жили - были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где - то далеко, за морями, океанами живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» - воскликнула морковь. «А давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», - предложил огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.



Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг из воды показалась чья - то мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих на себя существ. А Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».



Прыгнули огурец, помидор и морковка на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите - какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец, морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да и про Стёпу не забывают!


Ольга Шевцова
Беседа «Фрукты овощи полезны взрослым и детям»

Программное содержание :

1 Продолжать обогащать представления об овощах и фруктах .

2 Закрепить умение классифицировать, выделять признаки (внешние : форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов ).

3 Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах , как продуктах питания, их пользе;

4 Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств;

5 Закреплять навыки исследовательской деятельности;

6 Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию , отвечать на вопросы полно;

7 Упражнять в употреблении прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов . Пополнить словарный запас словами : садовод, овощевод , выращивать, ухаживать;

8 Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа : названия овощей , фруктов ; овощ , фрукт , осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный , румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, Школьный огород чистить, резать, есть.

Оборудование :

Корзина с овощами , картины : «Сбор урожая в саду» , «Школьный огород» , «Ящик ощущений» , подносы, кукла-осень.

Материалы для проведения опытов : тарелка с кусочками нарезанных овощей и фруктов , вилки, салфетки.

Аудиозапись спокойной музыки, музыкальное сопровождение к песне «Что нам осень принесла?» , магнитофон.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает войти детей в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла-осень) .

Ребята, как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались? (ответы детей) .

Здравствуйте, ребята, я принесла вам свои дары. Узнайте что это. Я буду читать стихотворения, а вы – договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.

Здесь весною было пусто,

Летом выросла….

***(капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную….

***(картошку)

От дождя земля намокла-

Вылезай толстушка….

***(свёкла)

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную….

***(морковку)

Помогает деду внук

Собирает с грядок….

***(лук)

Вот зелёный толстячок-

Крупный, гладкий….

***(кобачок)

И красавец, великан-

Тёмно синий….

***(баклажан)

А теперь пойдём мы в сад

Там созрел уж….

***(виноград)

Для Володи и Катюши

Соберём в корзину….

Вот и всё! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Ребята, посмотрите, у нас в корзине все овощи и фрукты смешались . Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты . Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты » . На один поднос выложим только фрукты , на другой только овощи .

А теперь давайте проверим, не ошиблись ли мы?

Осень : Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты .

Ребята, пойдёмте к стульчикам. Давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

Мы капусту рубим,

Мы морковку трём

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём.

Осень : Ребята, осень пора сбора урожая. Посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она называется? (при затруднении помогает) Рассмотрите её.

Где выращивают овощи ?

На чём растут овощи ?

Как готовят землю к посадке?

Что сажают в землю?

Как ухаживают за овощами ?

Когда собирают урожай?

Кто ухаживает за овощами ?

Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде . Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод .

Осень : Ребята, а вы, наверно знаете, что у разных овощей съедобны разные части. У одних овощей – вершки , а у других – корешки, а у третьих и вершки и корешки.

Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки» , подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы : на один поднос положите овощи у которых съедобны вершки, на другой, овощи у которых съедобны корешки, а в середине на тарелку положите те овощи , у которых съедобны и вершки и корешки. (Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения)

Детей приглашают сесть на стулья. Воспитатель вывешивает другую картину, обращает внимание детей на неё.

Что изображено на этой картине?

Что выращивают в саду?

На чём растут фрукты ?

Кто ухаживает за садом?

-Фрукты выращивают в садах . Они растут на деревьях. Ухаживает за садом садовод.

Хотите побывать во фруктовом яблочном саду ? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблонька. А на её ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясём, в руки яблочко возьмём. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблочко лежит, вдохните его аромат. (Дыхательная гимнастика 3 раза)

Осень : Осень щедрая пора, хочу вас угостить своими дарами.

Попробуем ребята, угощенье осени, пройдите за стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов . Какой на вкус помидор? И т. д.

Во всех овощах много витаминов , значит, все они полезны для человека . Не зря говорят : «Обед без овощей , что праздник без музыки» . Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощенье? Спасибо осень за твои дары.

Осень : Я, осень – весёлая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты . «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ ? Какой он на ощупь?

Осень : Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встрече сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей) . Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней. (Дети исполняют песню) Попрощаемся с нашей гостьей осенью.

Публикации по теме:

План беседы «Овощи и фрукты - полезные продукты» Цель: Закрепить представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Ход беседы Предложить.

ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Методическое пособие "Овощи и фрукты" для младшей группы. Подготовила: Турьева А. Н. Цель: закрепление знаний об овощах и фруктах, местах.

Конспект беседы «Взрослым и детям нужен мир на всей планете» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете.» Цели: -Активизировать имеющие знания.


Что надо знать о овощах. Любопытные факты.

Оказывается, привычные для нас овощи обладают совершенно непривычными свойствами. Многие из них имеют удивительную историю происхождения. А использование некоторых - диковинно.

Овощи - растительные продукты, которые уже очень давно вошли в нашу жизнь и мы не можем представить без них наш рацион, да и жизнь в целом. Природа сделала их не только вкусными, но и очень полезными. Сегодня мы расскажем об интересных свойствах овощей, а также затронем малоизвестные широкой публике исторические факты об этих съедобных растениях.

10 место. Репа

Когда-то давно репу сеяли ртом. Объясняется это тем, что у репы очень мелкие семена: в 1 кг их больше миллиона (!), и вручную разбросать их не представляется возможным. Однако плевать - тоже дело не простое, поэтому лучшие «плевальщики» семян редьки ценились и почитались в народе. В бурсе про порку говорили: «Это вам не репу сеять!»

Печеная репа была также излюбленным лакомством древних римлян, которые умели выращивать корнеплоды, достигавшие 16 кг. У нас репа появилась задолго до возникновения Московского княжества, служила нашим предкам основным продуктом питания. Русские крестьяне везли репу на базар возами. Из нее готовили очень вкусные блюда.

9 место. Свекла

Издавна в Росии отвар свеклы использовался как дезинфицирующее средство. Её употребляли в пищу, как сырой. так м вареной. А попала она к нам из Средиземноморья. Слово «сфекели» - греческого происхождения.

8 место. Капуста.

Разновидностей капусты существует много: краснокочанная, белокочанная, цветная, броколли... Во всем мире насчитывается примерно 100 видов капусты. Цветную капусту Марк Твен называл капустой, закончившей колледж. Брокколи американцы называют «капустой с университетским образованием».

Древние же греки верили, что капуста способна снять состояние алкогольного опьянения, и считали её символом трезвости. А в Китае впервые придумали кислую капусту. Ее вымачивали в вине. Таким блюдом кормили рабов - строителей Великой Китайской стены.

7 место. Картофель

В Европе картофель появился в середине XVII-го века как декоративное растение. Рассказывают, что некий адмирал привёз это растение в Англию и, когда его вырастили, угостил друзей его стеоднакоми и листьями, поджаренными в масле. Гости долго плевались. В XVIII веке в России при дворе это блюдо подавалось в качестве десерта. Перед употреблением его варили и густо посыпали сахаром.

Картофель - первый корнеплод, который побывал в невесомости. Его вырастили на космическом корабле "Колумбия" в 1995 году.

В разных странах мира существует множество памятников, а также несколько музеев, посвященных картофелю.

6 место. Зеленый горошек

Французская королева Екатерина Медичи привезла итальянский горошек во Францию, когда вышла замуж за Генриха II. Благодаря ей зеленый горошек -"petits pois" - стал деликатесом во Франции.

Горошек был первым овощем, закрытым в консервную банку.

5 место. Огурец

Огурец в начале XVIII века в Англии был большой редкостью. Доктора того времени соревновались в поисках отрицательных его качеств. Одни считали его просто ядовитым, другие - «охлаждающим» и вызывающим простуду.

Иранцы причисляют огурец к фруктам - именно поэтому его подают на десерт.

На Кипре огурец используют для сладкой консервации - из него готовят вкуснейшее варенье.

4 место. Помидор

Название помидор с итальянского «pomo d"oro» означает «золотое яблоко».

Помидор долгое время действительно считался ядовитым. Например, в книге «Полное руководство по садоводству», изданной в Дании в 1774 г., писалось: «Плоды эти крайне вредны, так как сводят с ума тех, кто их поедает». На Руси помидоры называли «бешеными ягодами».

3 место. Морковь

Морковь культивируется уже примерно 2000 лет. Историки считают, что морковь изначально пришла из Афганистана. Первоначальными цветами моркови были фиолетовый, белый, желтый, красный и черный. Оранжевая морковь со сладким ароматом, к которой мы все привыкли, была выведена учеными Голландии.

Морковь в Европе с 1991 г. причислена к фруктам. В странах Евросоюза никто не смеет называть морковь овощем или корнеплодом. Португальцы же специализируются на изготовлении морковного варенья и экспортируют его в европейские страны, потому как по европейским стандартам, варенье делается только из фруктов.

2 место. Ананас

Специалисты до сих пор в раздумьях, в чьи ряды причислить ананас - овощей или фруктов. Во времена Екатерины II в России ананас широко использовали на застольях, хотя и непривычным для нас образом. Так, граф Александр Строганов подавал ананас в уксусе, а у графа Завадовского сладкое лакомство шинковали, как капусту, хранили в кадках и варили из него борщ и щи.

1 место. Хрен

Одним из самых интересных овощей является арктический хрен. Его можно встретить в далекой Гренландии. Он цветет даже тогда, когда наступают сильные морозы.

Хрен — прекрасный афродизиак. Англичане назвали его horseradish, то есть «лошадиный редис», именно из-за его афродизиастических свойств. В США хрен признан продуктом, стратегически важным для медицины, космической промышленности и обороны.