Сорока где была далеко. План-конспект занятия по развитию речи на тему: Конспект НОД «Сорока, сорока, где была? Далеко. Разогнуть оставшийся согнутым палец

Сорока . Русская народная потешка .

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать .

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Братья . Русская народная потешка.

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить.

Мишке-середке - печку топить.

Тришке-сиротке - кашу варить.

А крошке Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку.

(с 9-месячного возраста)

Ладушки . Русская народная потешка.

- Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Ребенок и взрослый, ритмично хлопают текст потешки

Кашку поели,

Бражку попили.

Шу-у-у… Полетели!

Н a головку сели,

Петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Братцы.

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -– говорят.

- Здорово, Васька - указка,

Гришка – сиротка

Мишка – середка.

Да крошка Тимошка.

Соединяют большой палец одной руки с другими пальцами по очереди.

Кто приехал . Болгарская народная потешка

Кто приехал?

Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопать кончиками больших пальцев.

Мы, мы, мы!

Кончики больших пальцев прижать друг к другу, а кончики остальных одновременно быстро хлопают

Мама, мама, это ты?

Д a , да, да!

Хлопать копчиками указательных пальцев.

Папа, папа, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками средних пальцев.

Братец, братец, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Да, да, да!

Хлопать кончиками безымянных пальцев

Ох, сестричка, это ты?

Хлопать кончиками больших пальцев

Д a , да, да!

Хлопать кончиками мизинцами.

Все мы вместе,

Хлопать всеми пальцами

Д a , да, да!

Апельсин .

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра

По очереди загибают пальцы, начиная с большого.

А для волка – кожура.

Сжимают пальцы обеих рук в кулаки

Он сердит на нас – беда;

Разбегайтесь – Кто куда!

Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки

Пять малышей .По мотивам английского фольклора

Один малыш

качается в саду,

Указательный, палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак

Два малыша

купаются в пруду,

Теперь выпрямлены два пальца указательный и средний.

Три малыша

ползут к дверям в квартире,

Выпрямить еще и безымянный палец.

А в эту дверь

стучат еще четыре.

Выпрямлены все пальцы, кроме большого

С пятью другими

тоже все в порядке:

Раскрыть всю ладонь

Им весело,

они играют в прятки.

Закрыть лицо руками.

Где притаились, ясно и ежу,

Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой.

Но я глаза зажмурил и вожу:

Закрыть глаза рукой.

«Один, два, три, четы ре, пять...

По очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой

Ну, берегитесь: я иду искать!»

Погрозить указательным пальцем.

Котята . По мотивам английского фольклора

Вот пятеро котят.

Один ушел – и нет его.

Ладонь правой руки раскрыта

Ну, нет его и нет.

Котят осталось четверо.

Загните большой палец.

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез

котят осталось трое.

Загнуть мизинец

Но где-то запищал

мышонок тонко-тонко.

Котенок услыхал -

осталось два котенка.

Загнуть безымянный палец

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно,

Загнуть средний палец.

А самый умный - тот,

оставшийся, последний,

Указательный палец приложите ко лбу

Он к миске подошел

и, как и должно киске,

Лакать за пятерых

стал молоко из миски.

Ладонь сложить ковшиком. Языком изобразить лакающие движения.

Варежка

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

Все пальцы разжать, кроме большого.

В свой домишко не попал».

Разогнуть оставшийся согнутым палец

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Сжать пальцы в кулачок

Сорока, как игра детская, увеселяет только детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни.
Няня берет руку дитяти, водит своим указательным пальцем по его ладони. Нетерпеливое дитя, приученное к этой игре, стоит в радостном томлении, а нежная мать говорит:

Сорока, сорока, Кашу варила,
На порог поскакивала, Гостей посматривала:
Не едут ли гости? Не везут ли гостинцы?
Приехали гости, Привезли гостинцы.

После того действие игры переносится с ладони на пальцы. Указывая на каждый из них, мать говорит:

Этому кашки,
Этому бражки,
Этому пивца,
Этому винца,
А этому недостало.
Поди, там есть колодец,
Напейся водицы.

Потом, указывая на ладонь, говорит : Тут пень,
Показывая на место кисти : Тут колода,
Подвигаясь к локотному сгибу : Тут мох,
Приближаясь к подмышке : Тут болото,
Щекоча под мышкою: Тут студеная водица.

Смех дитяти, ласковые поцелуи нянюшки, нежность маменьки оканчивают игру.

Из книги 1885 года И.П.Сахарова «Сказания русского народа»


Рис. Ю.Васнецов

Сорока-Белобока

Сорока, сорока!

Где была?

Печку топила,

Кашку варила,

На порог скакала -

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил…

Из книги «Сорока-Белобока»,

русские народные песенки-потешки

в обработке О. И. Капицы, К. И. Чуковского, М. А. Булатова.


А вот еще какие существуют варианты потешек про сороку:

Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

Cорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.

Это вариант пальчиковых игр. водим пальцем по ладошке ребёнка - "варим кашу". Потом начинаем "кормить" персонажей потешки, перебирая при этом пальчики ребенка по одному. Эти потешки дети очень любят. К восьми месяцам малыши уже могут по просьбе показать, как сорока варит кашку. Пальчиковые игры-потешки очень полезны для развития мелкой моторики и речевого аппарата у ребенка.

Орона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

орока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

орока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

орока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

орока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

орока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

орока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

орока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

орока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

Орока-сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Ты дров не носил,
Ты печку не топил!

орока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил - nепленько,
Тут - горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

орочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

ики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели,
Шу! На голову сели.

Сорока ворона кашу варила деток кормила пошаговый видео рецепт

Также мы приготовили для Вас видео для полного понимания пошагового процесса приготовления.

Цель:

Продолжать знакомить детей с потешкой «Сорока – белобока» , помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку.

Формировать у детей интонационную выразительность речи.

Учить детей ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки.

Воспитывать эстетический вкус, создавать радостную атмосферу.

Развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Сорока, сорока, где была? Далеко»

Цель:

Продолжать знакомить детей с потешкой «Сорока – белобока» , помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку.

Формировать у детей интонационную выразительность речи.

Учить детей ориентироваться в пространстве, реагировать на смену музыки.

Воспитывать эстетический вкус, создавать радостную атмосферу.

Развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народного творчества.

Предварительная работа : Экскурсия: посещение избы «В гостях у хозяюшки»; чтение художественной литературы «потешки»; просмотр иллюстрации по мотивам русского фольклора; игры на музыкальных инструментах, пальчиковые игры.

Звуковая культура речи : четкое произношение звука (о)

Материал: Зал оформлен под русский быт (лавки, печь, утварь, полотенца, народные игрушки, инструменты, погремушки), детские народные костюмы.

Персонаж «Рассказчица – воспитатель в русском костюме начинает праздник в группе, беседуя с детьми.

Сорока – белобока (взрослый)

Ход:

Рассказчица:

Пришла я к вам детушки нарядная да красивая, потому, что собралась я в гости к сороке – белобоке. Приглашаю и вас пойти со мной. Вы готовы? Ну, тогда пошли.

Дети идут из группы в зал. Их встречает Сорока – белобока (персонаж)

Сорока:

Входите гости дорогие

Я вас давно жду

Это мой дом.

(Водит детей по залу)

Все расскажу, покажу

Вот печка – в ней я пироги пеку, бараночки, калачи, прянички.

Рассказчица:

Ай качи, качи, качи

Глянь баранки, калачи

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи

Сорока:

(Ведет детей к домашней утвари)

А вот здесь я наставила мисок, горшков и плошек

Чтобы кормить своих сорочат – крошек

(Обращает внимание на стены)

На базаре купила полотенцы

И украсила ими стенцы
(Подходят к детским музыкальным инструментам)

Завела себе игрушки

Балалайки, погремушки

Колокольчики, да ложки

Чтоб на них играли

Да плясали ножки

А вы ребята любите плясать?

Погремушки мы возьмем

С ними мы плясать начнем.

(Танец с погремушками).

Рассказчица:

Хороший дом у тебя сорока

И тепло в нем, и светло, и нарядно

Сорока:

Спасибо на добром слове

Вы наверное устали.

Садитесь на лавочки, отдохните.

(рассаживают детей на скамейки)

Рассказчица:

Сорока – белобока

А, что у тебя на печке в горшочке?

Сорока:

А в горшочке я кашку варю

Своих деток кормить буду.

Рассказчица:

Ребята давайте поможем сороке – белобоке кашу варить.

Приготовте ладошки

(Пальчиковая игра: Сорока – белобока)

Сорока, сорока,

Где была? Далеко

Кашу варила

Детушек кормила

На порог скакала

Гостей созывала

Гости услыхали

Быть обещали.

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала

Ты воды не носил,

Дров не рубил

Каши не варил

Ничего не получил.

Сорока :

Спасибо ребята, помогли мне кашу сварить

Теперь будет чем мне деток кормить.

Ребята вы уже отдохнули?

Ну, тогда выходите-ка играть

Да с платочками танцевать.

(Танец – «игра с платочками)

Сорока :

Молодцы ребята, здорово поиграли, потанцевали

За это я вас баранками угощу.

(Угощает ребят баранками)

Рассказчица:

И тебе сорока спасибо

За веселье, за угощенье.

А нам пора домой. До свидания.