Значение слова амфора в древней греции. Значение слова амфора

Из поколения в поколение рассказывают предание о древнегреческом философе Диогене Синопском (ок. 400-325 до н. э.), который проповедовал учение киников (или циников): истинный философ, познавший смысл жизни, должен ограничить свои потребности до самого необходимого минимума. Видать, Диоген познал смысл жизни. Он отказался от жизни в доме и переселился в бочку.

Впрочем, вряд ли поселился Диоген в деревянной бочке. Греция – страна лесами не обильная. Да и то дерево, что было в распоряжении, чаще употребляли на строительство кораблей, чем на сооружение жилья или храмов. Тем более, на изготовление «затоваренной бочкотары». Посуду в Древней Греции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.

Глина по-гречески называется «керамос». Отсюда происходит слово «керамика». В изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. Историки и археологи – тому свидетели. Керамическая посуда, изготовленная в Древней Греции, использовалась для самых разнообразных целей и насчитывает более десятка названий. Среди них – пифос (или пиф) - большой шарообразный сосуд из обожженной глины для хранения припасов. В пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. По мнению ученых, пифосы выполняли в Древней Греции роль бочек, именно в пифосе поселился Диоген.

Как тут не вспомнить огромные глиняные кувшины для хранения вина, которые изготавливали (и изготавливают) в Грузии? В 1971 году И.Квирикадзе снял короткометражный комедийный фильм «Кувшин» про мастера, который случайно оказался «заключенным» внутри такого большого кувшина. Стал, так сказать, Диогеном, помимо своего желания.

Среди греческой керамики – гидрия. Как говорит само название, это ведро («гидра» по-древнегречески вода) . Гидрия – сосуд с тремя ручками, приспособленный для переноса на голове. Именно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника. Кратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой. Как известно, пить неразбавленное вино в Древней Греции считалось неприличным. Только дикие варвары-скифы опускались до этого. Ну, на то они и варвары. Огнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. Для разлива вина использовали кувшин с тремя устьями, ойхиною. Ойхиноя позволяла наливать вино сразу в три чаши.

Разлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Были и чашки. Чашка без ручки называлась «фиалом» (горячий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказывается, имеет древнегреческое происхождение). Чашку с ручкой называли «скиф», кубок с двумя фигурными ручками, похожими на раскинутые крылья – «канфар» (жук). Керамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, назывался «ритон». Маленькие флаконы назывались «лекифами» (они были удлиненной формы) и «арибаллами» (эти были круглые)

Но самый известный древнегреческий керамический сосуд – это амфора. Амфора предназначалась не для хранения жидких или сыпучих продуктов, а для их перевозки. Часто амфоры делали ростом с человека. Даже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. У нее имеются «устье», «шейка», «плечи», «тулово» и «ножка». Классификация амфор впервые была произведена немецким археологом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel) (1845 – 1920) Вообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.

Слово «амфора» происходит от древнегреческого слова «амфофореус», состоящего из слов «амфо», («пара») и «фореос» («переносчик», «ручка»). Две вертикально расположенные ручки – главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Большие амфоры обычно имели маленькую ножку. Это было обусловлено условиями перевозки на кораблях. Амфоры помещали в трюм корабля в специальный ящик, наполненный песком, который выполнял также роль балласта и делал корабль устойчивым. У небольших амфор ножка более плоская и широкая, их можно было поставить на пол или на стол. Такие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. Роспись делали специальной краской-глазурью, которая при обжиге приобретала черный цвет. Глина же при обжиге краснела. Если глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, такая роспись называлась «чернофигурной». При другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. Такая роспись называлась «краснофигурной».

Греческая керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. Их использовали по всему Средиземноморью, в том числе, в Древнем Риме. Даже после падения Римской империи, амфоры широко применялись для перевозки или хранения воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Например, в греческих городах-колониях в Крыму найдено много амфор, датированных 9 – 11 веками нашей эры.

, этрусков . Кроме керамических, известны и амфоры из бронзы , серебра, мрамора, стекла. Обычные глиняные амфоры являлись массовым изделием, применявшимся в основном для транспортировки и хранения оливкового масла или вина . Вторично использовались для захоронений и в качестве урны при голосовании.

Каждый центр производства амфор придерживался своих особых форм сосудов и имел свои клейма , что помогает в датировке и восстановлении торговых связей.

Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей. В Риме амфоры объёмом 26,03 литра (древнеримский кубический пед или греческий «талант ») применялись для измерения жидкостей.

Разработчиком типологии классификации амфор является немецкий археолог Генрих Дрессель . Существенный вклад в изучение амфор внёс российский археолог С. Ю. Монахов .

Также амфорами называются двуручные расписные вазы различного назначения. Расписные Панафинейские амфоры (от Панафинейских игр), наполненные оливковым маслом, служили призом в спортивных соревнованиях.

Нередко амфорами также называют сосуды похожих форм других культур.

См. также

Напишите отзыв о статье "Амфора"

Ссылки

  • Амфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Амфора

Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.

Амфора - это особая разновидность посуды, получившая широкое распространение в и Древнем Риме. Амфоры бывают разных размеров и форм. Кроме того, они еще и несут в себе определенный символ. Какой именно? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Амфора - это...

Прежде всего, нужно выяснить, что же такое амфора?

Значение слова амфора весьма интересно. С оно переводится как "емкость с двумя ручками".

Амфора - это сосуд особой удлиненной формы, имеющий ручки с обеих сторон. Довольно часто дно у амфор коническое, заостренное. Материал, из которого производилась эта посуда в древности, чаще всего глина. Реже находят бронзовые амфоры.

В Древней Греции, а также Риме, амфоры выполняли разные функции. Например, их использовали:

  • как емкость для хранения жидких продуктов (различных масел, вина, молока, сока или мёда);
  • как награду за победы в спортивных состязаниях;
  • как погребальные урны для праха или для установки на могильных курганах.

Размеры амфор могут быть самыми различными. В целом, они вмещают в себя от 5 до 50 литров жидкости. А в Древней Греции амфору (объем которой был 26,03 л) даже использовали в качестве единицы измерения - греческого "таланта".

Классификация амфор

Генрих Дрессель - это немецкий ученый и археолог, который как раз и занимался изучением древних амфор. Ниже вы можете увидеть, как выглядел этот человек. В частности, он разработал детальную типологию древних амфор. Из отечественных исследователей значимый вклад в изучение этого внес археолог Сергей Монахов.

В своем каталоге (издан еще в 1899 году в Германии) Генрих Дрессель представил 45 разновидностей древнеримских амфор. Он смог установить возраст каждой из них. Помогли ему в этом имена консулов, которые часто печатались на всех амфорах. Стоит отметить, что классификацией Дресселя пользуются до сих пор, когда нужно идентифицировать ту или иную археологическую находку.

Первые 6 форм в типологии Дресселя - это древнеримские амфоры для вина. Они датируются I ст. до н. э. - II ст. н. э. Амфоры с 7-й по 12-ю в этом каталоге - это испанские сосуды для хранения рыбы. Далее в каталоге немецкого ученого приведены уже более поздние экземпляры амфор, которые датированы III веком или даже позднее.

Греческая амфора - символ жизни и смерти

Амфоры символизируют собой как жизнь, так и смерть. Как же это может быть?

Однажды, при раскопках Херсонеса - древнегреческого города в Крыму, археологи обнаружили странные амфоры, в которых были останки погребенных детей. Таким образом, эти сосуды в древности исполняли роль гробов. Кроме этого, на могилах взрослых людей, также часто находили установленные сверху амфоры.

С другой стороны, греческая амфора символизирует собой женскую утробу. Более того, её преднамеренно наделяли женскими чертами. Так, даже элементы амфоры были названы следующим образом: горло, туловище, ножка и ручки. И такие названия были даны амфоре совсем не случайно.

Таким образом, амфора - это сосуд, символизирующий в себе равно как жизнь, так и смерть.

Где и как находят древние амфоры?

В наши довольно часто извлекают амфоры из акваторий Черного, Адриатического или Средиземного моря. Происхождение этих амфор, в большинстве своем древнегреческое, римское или финикийское.

В заключение...

Таким образом, амфора - это не только древний элемент посуды. Их применяли не только для хранения продуктов. Археологи неоднократно находили древнеримские или древнегреческие амфоры с прахом усопших, и даже с погребенными в них младенцами.

Древние амфоры изготовляли из глины, реже из дерева или некоторых металлов. Глиняные амфоры лепили вручную. Нередко их также украшали росписями, орнаментами или определенными рисунками. Сегодня археологи находят множество древних амфор, которые являются важнейшими артефактами той или иной культуры или же исторической эпохи.

Помимо случайных находок амфор Вы можете вести целенаправленные поиски с помощью прибора – магнитометра. Такие приборы реагируют на любое изменения магнитного поля. Среди металлов такое изменение вызывают только железо и сталь.

Глина, из которой были изготовлены амфоры, содержат значительную часть окиси железа. При обжиге глины частицы окиси железа ориентируются по направлению магнитного поля Земли и застывают в таком положении. Таким образом, амфора имеет свое собственное магнитное поле. Это обстоятельство позволяет обнаружить амфору на расстоянии нескольких метров.

Помимо магнитометра и других приборов для извлечения амфор, существует самый простой способ – это воздух. Амфоры, приподнятые с морского дна могут сами всплыть на поверхность, если Вы будете направлять в них отработанный воздух.

Найденные амфоры могли быть или грузом затонувшего корабля, или являлись частью снаряжения античных судов, в которых хранился корабельный провиант, а после употребления амфоры выбрасывали за борт или на морском дне находили свое пристанище свалки древних поселений, позднее оказавшихся на морской пучине.

Большинство амфор обнаруживаемых сегодня в Черном и Средиземном морях – греческого, римского или финикийского происхождения.

Амфоры предназначались для транспортировки товаров потребителю. На месте назначения порожний сосуд разбивали, а обломки выбрасывали. Но не всегда, порой использованные амфоры находили себе дальнейшее применение, например, в Северном Причерноморье целые амфоры широко использовались жителями вторично домашнем хозяйстве. В них хранили различные жидкие и сухие продукты, носили воду. Иногда амфора сама служила предметом торговли. Возможно, что пустые амфоры вновь использовались для перевозки вина, о чем в частности могут свидетельствовать, обнаруженные в 1954 году в Ольвии (Ольвия-древнегреческая колония, развалины которой находились на берегу Днепровско-Бугского лимана.) склады привозных амфор V век до нашей эры. Другой пример дальнейшего применения амфор: им отбивали горло и использовали в качестве урн, где хранили прах усопших. Такие простые захоронения можно найти сегодня на старинном кладбище, принадлежащим римскому порту Остия, наряду с великолепными захоронениями состоятельных граждан. Амфоры также использовались в качестве дренажных труб – у них предварительно отбивали острые концы дна и вставляли один в другой. В Карфагене тысячи амфор были наполнены песком и из них сложена опорная стена крепости. (Из книги Гюнтера Ланитцки “Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города”.)

Ниже вы найдете информацию о:

  • Римских амфорах из каталога Генриха Дресселя
  • Финикийских амфорах VII-II века до н.э
  • Греческих амфорах II-IV века
  • Римских амфорах Восточного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южного Средиземноморья
  • Римских амфорах Южной Испании
  • Греческих амфорах VIII-IV век до н.э

Каталог римских амфор Генриха Дресселя

15 том научного труда Генриха Дрисселя “CorpusInscriptionumLatinarrum”

1899г. Берлин.

В этой таблице приведены 45 амфор, которые расположены хронологически

и в соответствии с содержанием. У сосудов, на которых были имена консулов,

Дрессель смог определить возраст. Ведь с самого раннего периода в Риме назначались два правителя (консулы), которые на один год одинаковыми полномочиями. Возник обычай обозначать имена правящих консулов и год их правления.

1: Римская винная амфора, 129 до н.э. - 13 н.э.

2: Римская винная амфора, 16 до н.э. - 29 н.э.

3:Римская винная амфора, 8 до н.э. -146 н.э.

4:Римская винная амфора,4 до н.э. - 24 н.э.

5: Римская винная амфора, 12 год до н.э. - holotype

6: Римская винная амфора, 36 год до н.э. - holotype

7, 8, 9, 10, 11: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения рыбы

12: Римская амфора для хранения рыб 13, 14, 15: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для хранения и перевозки соленой рыбы

20: Римская (Betica - Южная Иберия) амфора для оливкового масла, II - III н.э.

26, 27: III век н.э. и позже

Все остальные формы относятся к более позднему периоду, они были классифицированы Дресселем не точно.

Финикийские амфоры VII-II век до н.э

Амфора для хранения вина.
Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Амфора для хранения вина. Карфаген 3-2 век до н.э.

Высота 60-70 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина. Мавритания 8-5 век до н.э.

Высота 55-65 см.

Ширина 35-40 см.

Амфора для хранения зерна.
Сардиния 8-5 век до н.э.

Высота 55-60 см.

Ширина 30-40 см.

Восточная Финикия

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
6-7 век до н.э.

Высота 55-55 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Восточное Средиземноморье
4-2 век до н.э.

Высота 100-115 см.

Ширина 40-45 см.

Греческие амфоры II-IV век

Амфора для хранения вина.
Греция 3-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 4-7 век н.э.

Высота 45-55 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-4 век н.э.

Высота 60-65 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 1-2 век н.э.

Высота 80-90 см.

Ширина 35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 85-110 см.

Ширина 30-35 см.

Амфора для хранения вина.
Греция 2-4 век н.э.

Высота 70-75 см.

Ширина 25 см.

Римские амфоры Восточного Средиземноморья

Римские амфоры Южного Средиземноморья

Амфора для хранения рыбы,
Тунис 4-5 век н.э.

Высота 100 см.

Ширина 25 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 4-5 век н.э.

Высота 90-100 см.

Ширина 20 см.

Высота 90-95 см.

Ширина 30 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 35 см.

Большая цилиндрическая амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 100-110 см.

Ширина 40 см.

Амфора для хранения оливкового масла, 2-5 век н.э.

Высота 95-110 см.

- (лат. amphora, от греч. amphoreus носимый с обеих сторон). 1) у древних греков, сосуд с ручками для вина. 2) венецианская мера = около 2 ведер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМФОРА глиняный кувшин … Словарь иностранных слов русского языка

амфора - и устарелое амфора. Ударение амфора встречалось в поэзии XIX века. Например, у Ф. Тютчева: «Кончен пир, умолкли хоры. Опорожнены амфоры» (Кончен пир...) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

амфора - ы, ж. amphore f. лат. ,< amphora <гр. amphoreus. Сосуд (для вина, масла и т. д.) яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками; а. была особенно распространена у древних греков и римлян. СИС 1954. Амфора капитолинская.. словенски может… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (лат. amphora от греч. amphoreus), древний глиняный (реже металлический) сосуд для жидких и сыпучих продуктов, с округлым или вытянутым туловом, 2 вертикальными ручками и узким горлом … Большой Энциклопедический словарь

АМФОРА, амфоры, жен. (лат. amphora, с греч.). У древних большой узкогорлый сосуд с двумя ручками для вина, масла и других жидкостей. «Кончен пир, умолкли хоры, опорожнены амфоры.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АМФОРА, ы, жен. В античности: большой, с узким горлом и двумя ручками, сосуд для хранения вина, масла, зерна. | прил. амфорный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Жен., греч. остроконечный книзу глиняный кувшин, кубышка; их находят в древних гробницах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (лат. amphora, от греч. amphoreus), античный сосуд из глины, реже из металла, с расширенной верхней и суженной нижней частью тулова, с узким горлом и двумя ручками. Амфоры служили для хранения и транспортировки вина, масла. Нередко… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 1 сосуд (187) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Античный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; использовался обычно для хранения вина и растительного масла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. "Амфору"-восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов" Попытка ухода"-философская поэма о любви, оборванной…
  • Амфора. Сонеты , Зюськин Владимир. `Амфору` - восьмую книгу Владимира Зюськина - составляют сонеты, написанные в классической манере, и венок сонетов`Попытка ухода` - философская поэма о любви, оборванной…